Face Pay — это новая технология по распознаванию лиц, которую внедряют в России преимущественно в московском метрополитене. Некоторые компании, такие как Tele2, СберБанк, также запустили эту инновацию в своей работе.
Как работает Face Pay?
Человек предварительно регистрирует свои биометрические данные в системе и привязывает их к банковской карте. При наличии терминала Face Pay достаточно посмотреть в видеокамеру, и оплата за проезд или услугу будет автоматически списана.
Психология покупок
Существует такой эффект pain of paying — болезненность платежа. Это неприятное чувство, когда человек тратит наличные деньги, видит, как их становится все меньше и меньше, и его начинает мучить совесть. Радость от покупки значительно снижается, расходы начинают контролироваться тщательнее.
Поведенческие экономисты, проводя свои исследования, выявили, что безналичная оплата снижает уровень этой болезненности: тратить крупные суммы становится легче в моральном плане, вследствие чего расходы и импульсивные покупки значительно увеличиваются.
Изучения по оплате банковскими картами проводились с 1990 по 2014 год. Объем чаевых, оставленных с помощью кредитных карт, увеличился на 13% в год и на 22,6% от суммы чека. В отличие от наличной оплаты, где чаевые составили 15,6% от общей суммы. Участники с банковскими карточками на треть чаще делали мелкие покупки, чем люди с наличными деньгами.
Способы быстрой оплаты в цифрах
По данным Центробанка, за семь лет доля безналичных платежей в России выросла с 25% до 70%. Россияне стали в 3 раза чаще пользоваться смартфонами для платежей в разных жизненных сферах. Оплата наличными за это время снизилась с 75% до 30%. 19% россиян уверены, что наличная оплата им помогает контролировать расходы, чего нельзя сказать о безналичной.
Лаборатория «СберДанные» СберБанка совместно с оператором фискальных данных «Платформа ОФД» ежеквартально проводит серию исследований, посвященных развитию безналичных платежей в России. После анализа и изучения данных были подведены итоги.
Говоря о регионах, где наиболее активно люди пользовались безналичной оплатой в 2020 году, можно выделить следующие:
· Мурманская область — 62,6%;
· Республика Коми — 61,8%;
· Республика Карелия — 61,3%;
· Камчатский край — 60,3%;
· Архангельская область — 60,3%.
По статистике отчетливо видно, что бесконтактная оплата лидирует по всем показателям и сферам жизни.
Текущие расходы: на что и как тратят россияне с помощью бесконтактной оплаты
Оплата бесконтактным способом настолько популярна в России, что она есть практически в любых заведениях.
В 2021 году за семь месяцев увеличились оплаты в сфере медицинских услуг в 5,2 раза, а обороты — в 5,9 раза. Оплата бесконтактным способом стала популярной в общественном транспорте — 41% операций за 2020 год. 82% услуг мобильной связи оплачивается картами, 70% счетов в ресторанах, кафе, барах, 68% услуг ЖКХ и 67% услуг в автомобильных сервисах и на заправках.
При оплате россияне используют следующие инструменты:
· дебетовая карта — 74%;
· онлайн-банк — 45%;
· интернет-переводы — 33%;
· кредитные карты — 27%;
· электронные кошельки — 18%.
Как нововведение повлияет на расходы россиян?
Как повлияют новые технологии Face Pay на бюджет россиян, на самом деле можно будет узнать только через несколько лет.
В некоторых странах Азии наблюдается устойчивый рост бесконтактных платежей. Например, в Гонконге за последние 18 месяцев количество бесконтактных трансакций по карте увеличилось втрое, и сегодня каждый третий перевод осуществляется с помощью бесконтактного платежа.
В 2017 году в Великобритании было проведено исследование, которое помогло выявить, что бесконтактные платежи не ощущаются пользователями «как реальные деньги». Использование бесконтактной оплаты сопровождается меньшим чувством вины при небольших трансакциях, по сравнению с оплатой тех же товаров или услуг наличными деньгами. Из-за этого почти во всех странах мира повышаются расходы.
Применяя бесконтактную оплату, пользователи не замечают скорость расходов. Не имея бумажных купюр в кошельке и не видя, как их становится меньше, люди на подсознательном уровне более склонны к импульсивным покупкам. Кроме того, несовершенность системы Face Pay на начальном этапе может быть подвержена хакерским атакам и случайному списыванию средств.
Из-за отсутствия контроля за деньгами велик риск повышения закредитованности. Необходимы ограничительные меры и приложения, позволяющие считать траты, в идеале — синхронизированные с Face Pay. В них могли бы составляться ежедневные, еженедельные и ежемесячные отчеты о произведенных тратах. Так пользователи будут лучше планировать свой бюджет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Спасибо, не надо нам такого.