Постепенно уходящее на покой первое поколение российских миллиардеров XXI века если еще не нашло себе преемников, то старается обезопасить то, что было нажито неспокойным трудом в 90-е. По оценкам сколковского Центра управления благосостоянием, совокупное состояние нескольких тысяч богатейших семейств России приближается к 2 трлн долларов, что сравнимо с ВВП страны. 40% детей российских владельцев капиталов вступили в возраст, когда они уже могут принимать собственные инвестиционные решения. И только 30% владельцев капиталов имеют план преемственности бизнеса. Поэтому закон о личных фондах, который вступит в силу с марта 2022 года, оказался очень кстати. Он позволяет при жизни выделить активы от 100 млн рублей в отдельное управление доверенным людям. Например, чтобы неопытные наследники не разбазарили бизнес. Или чтобы учредить отдельное юрлицо для благотворительности.
Традиционно состоятельные россияне предпочитали хранить и приумножать свои капиталы в зарубежных трастовых фондах. Но это удобно только для управления зарубежными активами. К тому же зарубежный трастовый фонд можно так хорошо спрятать от государства и кредиторов, что его не найдут даже прямые наследники.
Создать аналог трастового фонда в российской юрисдикции невозможно — континентальная правовая система, принятая у нас, отвергает их квазисубъектность. Траст не признается самостоятельным субъектом гражданских правоотношений и не может быть собственником.
Вместо этого в РФ была доступна организация наследственных фондов (начинающих работу после смерти наследодателя), а также закрытые паевые инвестфонды (ЗПИФ). Хотя ЗПИФ может быть прижизненным и наследоваться паями, он не должен вести предпринимательскую деятельность. Есть риски, связанные с наследованием паев и взысканием на паи по обязательствам их владельцев. Срок жизни ЗПИФа — 15 лет.
Обе эти конструкции не настолько удобны в применении к управлению семейным капиталом, как того требуют реалии, а отсутствие нормальных механизмов наследования угрожает не только личному благосостоянию капитанов российской экономики, но и тысячам людей, которые работают на их активы. Череда скандалов вокруг Natura Siberica показывает, что наследственные дрязги могут развалить даже очень успешную компанию за несколько месяцев. А если в следующий раз предметом родственного спора станет не косметическая фабрика, а крупное градообразующее предприятие?
Новый закон о личных фондах, по словам разработчиков, завершает 20-летний процесс реформирования российского наследственного права и хорош почти всем.
1. Личный фонд создается при жизни учредителя с минимальным порогом активов в 100 млн рублей и может гибко управляться. В ряде случаев основатель фонда может задать неизменяемую модель работы фонда. После смерти основателя он переходит в разряд наследственных фондов.
2. Личный фонд может быть бессрочным.
3. При создании личных фондов не допускается соучредительство нескольких лиц.
4. Безвозмездная передача имущества личному фонду иными лицами запрещена.
5. Личный фонд может заниматься предпринимательской деятельностью в пределах своего устава, а также создавать хозяйственные общества и участвовать в них.
6. При получении личного фонда в наследство наследники не отвечают по обязательствам личного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам наследников (выгодоприобретателей). В то же время субсидиарная ответственность фонда по обязательствам его основателя при жизни составляет три года с момента создания личного фонда.
Экспертное сообщество пока настроено сдержанно-скептически. Особенно подчеркивается, что прижизненные личные фонды будут регистрировать в едином госреестре и они окажутся видны как налоговым органам, так и кредиторам основателя и бенефициаров. Иными словами, скрыть активы с помощью личных фондов не получится.
Но есть и существенный плюс, который поможет личному фонду защитить активы от рейдерского захвата и недобросовестных претендентов на наследство. Внутренние документы и информация по деятельности фонда, включая отчеты по использованию имущества фонда, полностью конфиденциальны. Исключение могут сделать лишь для выгодоприобретателей самого фонда по запросу через нотариуса.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Как интересно вкладчикам узнать про новые возможности инвестиций от 100 млн. руб!