На российском автомобильном рынке сейчас нечто, напоминающее коллапс. Всеобщий дефицит и ежедневный рост цен. Как теперь не потерять приличные деньги при покупке новой машины? И что делать: немедленно бежать в автосалон или терпеливо ждать минимум полгода? Подобные вопросы задают себе и экспертам сотни тысяч людей.
Мои постоянные подписчики помнят: примерно 2—3 года назад я неоднократно предупреждал о грядущей второй волне девальвации рубля. И неизбежном резком подорожании автомобилей. Сценарий реализован полностью. Эффект девальвации недавно усилил еще и глобальный дефицит микрочипов, который привел в итоге к периодическим остановкам автозаводов. Машин стало не хватать. В России — на далеко не самом важном в глобальной автоиндустрии рынке — особенно. Обнаглевшие до предела дилеры в условиях дефицита «нагружают» автомобили допуслугами и оборудованием. Прибавляя к рекомендованной цене производителя еще невероятные год назад 20—30%.
Удивительно, что некоторые покупатели, пометавшись неделю-другую между десятком автосалонов, в итоге соглашаются на действительно дикие условия продавцов. Кто-то даже умудряется влезть при этом в пятилетний кредит с минимальным первоначальным взносом. Логика таких людей примерно такая: надо хватать машину немедленно, иначе будет намного дороже.
На мой взгляд, поддаваться всеобщей панике и переплачивать за машину 20—30% — худший вариант из всех возможных. Покупать на рынке продавца значит терять деньги. Практически всегда. Фактически сжигать часть бюджета впустую. Не можете ждать? Тогда старайтесь больше анализировать, не зацикливаясь на паре приглянувшихся моделей или марок. Главная ошибка покупателей сейчас — отсутствие гибкости.
Но лучше все-таки дождаться стабилизации. Не сомневаюсь, она обязательно произойдет в начале или середине будущего года. Прежде всего потому, что в производство микрочипов инвестированы дополнительно десятки миллиардов долларов. И не только на главной фабрике полупроводников — на Тайване. Не так давно о резком росте инвестиций в производство полупроводников объявила американская корпорация Intel. А теперь о планах расширить выпуск чипов сообщает немецкий концерн Bosch. Немцы дополнительно инвестируют в будущем году 460 млн долларов в три своих предприятия. В основном в новый завод в Дрездене, открывшийся в мае этого года.
После насыщения рынка микрочипами автобизнес вернется в свой привычный график. Возможно, даже сумеет значительно увеличить мощности. Тогда и цены приблизятся к прежним уровням. Значит ли это, что через полгода-год автомобили подешевеют? Разумеется, если считаем в базовых валютах. Например, в долларах. Рублевые цены могут не меняться и даже расти, если девальвация продолжится. Так что тем, кто решит дождаться нормализации авторынка, остается решить, в каких финансовых инструментах хранить сумму, отложенную на покупку машины. Если верите в стабильность рубля — в российских, если нет — только в номинированных в иностранной валюте. Второй вариант мне представляется наиболее подходящим.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции