Из-за пандемии на рынке появляется все больше предложений по оказанию дистанционных услуг. Например, репетиторство, онлайн-тренировки, обучающие курсы. Но не все продукты можно назвать качественными — иногда предприниматели быстро перекраивают свой бизнес, чтобы не терять прибыль, делая все на коленке. Как же правильно выбрать услугу и специалиста? И как действовать потребителю, если услуга оказалась низкого качества? Об этом рассказал генеральный директор «Европейской юридической службы» Андрей Голощапов.
Сделать правильный выбор
Во-первых, потребитель должен серьезно относиться к выбору услуг. Не стоит обращаться в компании, которые не хотят документально оформлять отношения с клиентами. Нет договора — значит, нет никакой ответственности и возможности что-то доказать! То есть потребитель априори находится в позиции бесправного. Поэтому очень важно заключать письменный договор об оказании услуг с их максимально конкретным и четким описанием.
Во-вторых, не стесняйтесь спрашивать диплом или сертификат у специалиста. Если компания продает услуги за деньги, специалисты должны обладать нужными знаниями и навыками, а подтвердить их может образование и опыт работы.
Просите, чтобы фитнес-инструктор или репетитор по иностранному языку подтвердили свои знания документально. В ином случае вы как минимум можете просто потратить время и деньги впустую, а как максимум — навредить своему здоровью, например, выполняя неправильные физические упражнения или проходя курс по лечению каких-то заболеваний у доктора-самоучки.
В-третьих, вносить предоплату или полностью рассчитываться за услугу можно только после получения вышеперечисленных документов. И если консультации или онлайн-тренировки оказались некачественными, вы имеете право настаивать на качественном исполнении услуги.
В каких случаях можно требовать возврат?
Еще одной проблемой может стать нанесенный вред: например, здоровью из-за неправильно подобранных нагрузок или БАДов, прием которых привел к плачевным последствиям. В этом случае потребуется экспертиза и стороннее заключение специалиста, чтобы доказать свою правоту.
Также претензии можно предъявить при оказании иной услуги. Например, если вы договаривались с репетитором о подготовке к ЕГЭ, а преподаватель решил сделать упор на другие формы экзаменов, это получение иной услуги. И повод для возмущения. Но для этого стоит максимально конкретно прописывать формы и критерии услуги в договоре, чтобы было на что ссылаться.
Как отстоять свои права?
Что делать, если услуга, оказанная онлайн, была низкого качества или вовсе не была получена по вине компании? Вы можете потребовать выполнить услугу повторно, но уже качественно и за счет компании.
Первый шаг — попытайтесь мирно урегулировать конфликт, связавшись с руководством. Возможно, начальник отдела и не в курсе происходящего: он принесет свои извинения от лица компании и решит возникший спор.
Если же прийти к консенсусу не удалось, составляйте претензию. Опишите суть спора, укажите все данные и свои требования, приложите чеки. Письменную претензию составляйте на имя руководителя компании. Передайте ее секретарю лично, попросив письменное подтверждение, что документ принят, или отправьте заказным письмом по почте.
Одновременно с этим или до отправки претензии можно написать заявление в Роспотребнадзор. На его основании контролирующий орган проведет проверку.
Срок ответа от компании, оказывающей услуги, — 10 дней со дня получения. Если его не последовало или вам отказали в компенсации, стоит обращаться в суд.
Для этого вы составляете исковое заявление со ссылкой на закон «О защите прав потребителей» и прикладываете пакет документов: заключенный с компанией договор, чек, копию претензии, при возможности иные доказательства — заключение врача или другого специалиста.
Вы можете воспользоваться услугами юриста для подготовки документов в суд, а затем также приложить чек за его услуги, чтобы сумму в будущем возместил ответчик..
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции