Несколько лет назад банки активно продвигали вклады с плавающими ставками, однако к настоящему моменту таких депозитов почти не осталось. Инициатива Банка России по новому механизму соцподдержки малообеспеченных граждан может вернуть интерес к таким продуктам.
В конце ноября Банк России всерьез взбудоражил общественность, предложив создать механизм специальных вкладов для малообеспеченных людей. Разумеется, этот инструмент немедленно нарекли «депозитами для бедных». По замыслу регулятора, доходность по таким вкладам должна быть выше, чем по линейке «классических» депозитов. Например, она может быть привязана к ключевой ставке ЦБ или к уровню инфляции и изменяться вслед за динамикой этих бенчмарков. На одного человека может быть открыт только один подобный депозит, доходность по которому полностью или частично освобождена от налогов. Здесь регулятор отсылает нас к европейской практике, ссылаясь на опыт Франции или Бельгии, где существуют специальные «регулируемые депозиты», ставки по которым устанавливаются нормативно и банки не могут на них повлиять.
В дальнейшем глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что повышенную доходность для людей по таким продуктам могут обеспечить сами банки. Либо прямо — за счет своей чистой прибыли, либо косвенно — через повышение дивидендов (то есть правительство субсидирует банкам эту повышенную ставку, но сами банки отчисляют в пользу государства более высокие дивиденды).
Нисколько не оспаривая тот факт, что банки в состоянии поделиться прибылью с населением, тем более что речь, по-видимому, идет о госбанках, в целом предложение регулятора пока вызывает много вопросов. Главный из которых состоит в том, что «люди с невысокими доходами» — это очень расплывчатое определение социальной группы. Если имеются в виду граждане, находящиеся за чертой бедности (около 16 млн человек в III квартале этого года, по данным Росстата), то их ежемесячные доходы не дотягивают до прожиточного минимума (менее 12 тыс. рублей в среднем по России). Вряд ли с такими заработками им удается формировать сбережения, тем более «замораживая» их на банковских депозитах.
Следующий спорный момент заключается в том, что предложенная ЦБ ставка по сути своей является плавающей, то есть изменяемой на регулярной основе. Пока это изменение идет в плюс — доходность повышается, проблем нет, но что случится в тот момент, когда, например, ключевая ставка понизится, а вслед за ней упадет и ставка по «депозиту для бедных»? Получится ли быстро объяснить это людям, будет ли нормально ими воспринято? Ведь сегодня банковские клиенты, уверенные, например, в том, что доходность депозитов в будущем начнет снижаться, могут зафиксировать ее на приемлемом уровне, открыв долгосрочный вклад. Новый депозитный продукт такого не позволит, следовательно, вполне вероятна ситуация, при которой его доходность окажется ниже «классического» вклада.
Впрочем, оценивать явно «социальный» сберегательный продукт с чисто рыночных позиций было бы неправильно. Тем более, если предложение ЦБ будет реализовано, к чему есть все предпосылки, это послужит формированию или, точнее, возрождению целого сегмента рынка: депозитов с плавающими ставками. Казалось бы, это довольно стандартный продукт — в любой статье, посвященный выбору банковского депозита, вы можете прочитать о преимуществах и недостатках фиксированных и плавающих ставок по вкладам. И действительно, еще несколько лет назад в линейках многих банков были депозиты, доходность по которым привязывалась к той же ключевой ставке, к тому или иному фондовому индексу, к стоимости золота и другим бенчмаркам. Однако постепенно практически все такие продукты сошли на нет. Почему? И клиентам, и самим банкам гораздо проще заниматься планированием бюджета, исходя из фиксированной доходности. Одни точно знают, сколько получат через определенный период времени, другие — сколько заплатят. Тем более что начиная с 2015 года наблюдался неуклонный тренд на снижение ключевой ставки, который сменился повышением только в этом году. В таких условиях привязываться к ней не имело никакого смысла, с точки зрения человека, ищущего варианты для вложения своих кровных.
Но тенденция к росту ключевой ставки стала катализатором возврата плавающей доходности по вкладам. Мне казалось, что таких продуктов на рынке уже должно быть не меньше десятка, но мониторинг показал, что это не так. Пока о запуске депозитных продуктов, привязанных к «ключу», объявили лишь два банка: Новикомбанк и «Зенит». Но если у «Новикомбанка» это розничный депозит (от 10 тыс. рублей с максимальной доходностью «ключ» + 0,5%), то «Зенит» предлагает такой вклад только VIP-клиентам (минимальная сумма — 10 млн рублей).
Вполне возможно, что этот наметившийся тренд поддержат и другие банки, что позволит разнообразить рыночную линейку вкладов, усилив конкуренцию в этом сегменте. Рыночные, а не «социальные» депозиты с плавающими ставками могут оказаться интересным продуктом. Особенно если бенчмарком доходности будут, например, биржевые индексы. В этом случае такие депозиты могут стать альтернативой инвестициям на фондовом рынке.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции