Как сейчас не стать жертвой телефонных мошенников?

Дата публикации: 11.04.2022 13:30
122 404
Время прочтения: 4 минуты
Как сейчас не стать жертвой телефонных мошенников?

Мы живем в век быстрого развития информационных технологий. Но вместе с удобствами пришли и риски. В связи с последними событиями в мире количество сомнительных звонков от банков и финансовых организаций неумолимо растет. Однако далеко не всегда вам звонят настоящие менеджеры. Как вовремя распознать злоумышленников и сберечь свои накопления?

За последний месяц мошенники приспособились к новым жизненным обстоятельствам и теперь выманивают деньги у граждан под предлогом «спасения средств на счетах в сложных санкционных обстоятельствах». Телефонные аферисты требуют срочно снимать все накопления, потому что они якобы станут недоступны из-за отключения международной межбанковской системы SWIFT в РФ, сообщал Банк России. Ведомство уже опровергло эту информацию.

Кроме того, в МВД также зафиксировали еще один новый способ телефонного мошенничества. Злоумышленники предлагают успеть взять кредит по низкой ставке и запугивают граждан вероятностью якобы полного запрета на снятие денег со счетов в ближайшем будущем.

По данным МВД, за 2021 год банковские мошенники похитили у россиян более 45 млрд рублей. Каждый седьмой гражданин подвергался попытке хищения денег со стороны телефонных аферистов. При этом 50% потерпевших добровольно передавали свои данные, в том числе пароли и секретные коды. Суммы хищений варьируются от 15 тыс. рублей до 25 млн рублей. Однако существуют определенные признаки, по которым можно распознать, кто перед вами –– преступник или сотрудник банка.

1. Качество связи

Как правило, банки следят за качеством связи и используют различные техники шумоподавления, чтобы разговору с клиентом ничто не мешало. У злоумышленников зачастую нет собственных кол-центров, именно поэтому на фоне слышатся шумы и другие разговоры.

Если вдруг вы слышите на линии посторонние звуки, связь обрывается, голос собеседника то пропадает, то появляется –– сразу же положите трубку. В таком случае лучше сразу обратиться в банк по номеру телефона, указанному на официальном сайте, или же написать в техподдержку через мобильное приложение.

2. Официальный номер банка

Аферисты часто используют так называемые подменные номера. Абонент связывается с оператором связи не напрямую, а через специальную программу, которая передает на сервер оператора информацию о любом произвольном номере или номере телефона, который выбрал сам звонящий. Таким способом злоумышленники звонят своим жертвам с номера, идентичного банковскому.

Бывает так, что вам поступает звонок якобы с официального номера, вы берете трубку, но собеседник вам кажется подозрительным. Он старается узнать у вас конфиденциальную информацию, просит сообщить защитный код с оборотной стороны карты или срочно перевести деньги на «безопасный» счет. Чтобы проверить, с кем идет разговор, нужно самостоятельно прекратить звонок и лично обратиться в банк.

3. Автоинформатор

Все чаще банки для связи со своими клиентами используют автоинформатор –– услугу, которая осуществляет автоматический дозвон по телефонному списку клиентов. Распознать среди роботов преступников становится сложнее. Однако опять злоумышленников выдает качество голосового сообщения. Кроме того, для подтверждения операций банки не используют роботов — при действительно нестандартной ситуации по карте из банка, скорее всего, позвонит менеджер. Услугу автоинформатора чаще всего используют для информирования об акциях, днях работы отделений и прочих маркетинговых новостях компании, но не для подтверждения сложных банковских операций.

4. Автоблокировка спасет от списаний

Следующей причиной звонка из банка может быть подозрительная активность по карте и переводы в другие страны юридическим или физическим лицам, а также операции в непривычной для клиента валюте. В таком случае карту блокирует антифрод-система — компьютерная программа, которая отслеживает мошеннические трансакции. Сотрудник службы безопасности может позвонить клиенту для подтверждения операций по карте.

В некоторых случаях у вас есть шанс вернуть списанные мошенниками деньги. Основанием является тот факт, что вы лично не участвовали в махинациях, все произошло в связи с утечкой данных из банка, а не по вашей вине. Для возврата нужно написать заявление в банк, после проверки вам ответят о решении.

5. Подтверждение личности банковского сотрудника

В случае, когда у вас возникают сомнения во время беседы с сотрудником банка, попросите прислать вам СМС-сообщение с подтверждением звонка или официальным уведомлением о совершении операции. Также можно запросить повторный звонок с официального номера либо попросить менеджера написать через чат с поддержкой в приложении банка. Если вы имеете дело со злоумышленниками, то никакого письменного подтверждения или повторного звонка не последует.

6. Запись разговоров

Еще один лайфхак по выявлению мошенников во время звонка — запись разговора. Все разговоры с банками записываются, об этом они обязаны уведомлять пользователей до начала беседы. У мошенников зачастую нет дата-центров и систем для анализа звонков. Поэтому чаще всего уведомление о такой записи не звучит перед началом разговора. Бывает, что мошенники записывают его в автоинформатор, но в таком случае характерный звук начала записи вы не услышите.

Злоумышленники с каждым годом совершенствуют свои методы обмана банковских клиентов. Необходимо всегда помнить о правилах безопасности в разговоре с незнакомым человеком. Будьте внимательны, не сообщайте никому данные своих карт или счетов, а также любую персональную информацию.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме