Режим самозанятости становится все популярнее. По последним данным ФНС, статус зарегистрировали уже более 4 млн человек. Для сравнения: индивидуальных предпринимателей в стране около 3,5 млн. Не в последнюю очередь армия самозанятых прирастает за счет бизнеса, переходящего на модель аренды кадров и активнее сотрудничающего с фрилансерами. На что последним обратить внимание при сотрудничестве с заказчиками и как не остаться без гонорара, разбираемся ниже.
1. Составьте договор
В отличие от наемных сотрудников, которые работают по трудовым договорам, самозанятые не защищаются трудовым правом. Единственное, что может помочь вам в случае спора с заказчиком — договор. Поэтому при сотрудничестве особенно важно внимательно изучить все условия перед его подписанием. Договор пригодится вам при работе не только с юридическими лицами, но и с физическими. Найти типовой договор оказания услуг сейчас можно в интернете, форму часто предлагает сам заказчик. При подписании обращайте внимание на предмет договора — он должен быть максимально прозрачным и полным. Не стесняйтесь приложить к договору техническое задание, по которому будете работать, а если условия сотрудничества меняются, настаивайте на подписании дополнительного соглашения, чтобы все новые вводные были учтены документально. Также четко должны быть прописаны сроки работы и порядок оплаты. Если сумма за проект будет большая, пропишите в договоре или в приложении к нему порядок предоплаты. Так, получив деньги вперед (даже их часть), можно быть более уверенным в том, что вы встретились с честным заказчиком и второй транш после сдачи трудов точно случится. Убедитесь, что в договоре указан статус самозанятого, а также прописаны условия передачи заказчику чека из приложения «Мой налог», например, в мессенджере, по почте или лично. Так вы обезопасите не только себя, но и вашего заказчика. Если есть чек, на доходы физлица не нужно начислять страховые взносы и удерживать НДФЛ, также можно за его счет снизить по итогам налогооблагаемую базу. В разделе договора об ответственности постарайтесь предусмотреть все возможные просрочки со стороны заказчика, которые могут повлиять на вашу работу, чтобы не вовремя присланный ответ на имейл не привел к тому, что вы не успеете сдать проект к нужной дате. Также в договоре должен быть пункт про форс-мажорные обстоятельства. Помните, что в случае нарушения ваших прав со стороны заказчика обращаться нужно будет в суд. Споры с самозанятыми рассматривают районные суды общей юрисдикции по правилам Гражданского процессуального кодекса.
2. Работайте через биржи фриланса и маркетплейсы
Сарафанное радио — это хорошо. Но сейчас маркетплейсы и биржи фриланса — не просто доски объявлений. Они помогают искать заказчиков, верифицируют их, чтобы подтвердить их благонадежность. Помогают с типовыми договорами. Даже на услугах продвижения можно сэкономить — платформы сами инвестируют в рекламу и привлекают мотивированный трафик. Такие сервисы дорожат своей репутацией, поэтому шанс встретить там неблагонадежного заказчика намного ниже. Да, многие биржи берут комиссию с фрилансеров, но лучше потерять 10% дохода на комиссии, чем остаться совсем без него.
3. Изучайте ваших клиентов
Еще один хороший совет — изучайте ваших клиентов. Если заказ приходит от компании, проверьте, есть ли у компании сайт, как активно ведутся соцсети. Поищите отзывы и информацию о регистрации в открытых источниках. Остерегайтесь пустых аккаунтов и одинаково написанных отзывов, а также фирм, появившихся в реестре совсем недавно. Конечно, вы всегда можете попасть на хороших заказчиков из стартапа, но лишняя осторожность еще никому не повредила.
4. Просите предоплату и укрепляйте собственный имидж
Даже если поиски заказчиков свели вас с частным лицом, попросить предоплату у него — такое же нормальное дело. Если вам готовы оплатить часть стоимости услуг наперед, это верный знак того, что обманывать не станут. Конечно, чтобы клиент не сомневался в том, что услуга ему будет точно оказана, надо и самому быть человеком надежным. Поэтому не забывайте о том, что не только вы оцениваете заказчика, но и вас оценивают: активно ведите социальные сети или блог и делитесь успешными кейсами. Заведите сайт-визитку и соберите хорошие отзывы от ваших прошлых работодателей и заказчиков. Все это позволит укрепить имидж надежного эксперта, обращаясь к которому заказчик может рассчитывать на отличный результат.
5. Оцифровывайтесь сами
Часто проблемы с оплатой могут возникнуть не только из-за недобросовестного заказчика, но и из-за банальных технических сложностей. К такому тоже нужно быть готовым. Обзаведитесь электронной цифровой подписью, чтобы подписывать бумаги удаленно — это пригодится в любой ситуации и спасет от просрочки с подписанием бумаг, в случае если вы или ваш заказчик находитесь в разных городах. Также, если вы работаете с заказчиками из-за границы и планируете получать деньги на счет в российском банке, не забудьте подстелить соломку. Если ваш банк не попал в санкционные списки, то переводу в теории ничего помешать не должно, однако лучше сразу уточнить в поддержке того или другого банка, пропустят ли они такой платеж.
В ближайшей перспективе рынок фриланс-услуг в стране будет только расти. Рынок труда будет становиться более мобильным и гибким, бизнес будет активнее арендовать кадры под конкретные задачи и проекты. Да и все больше людей смотрят в сторону фриланса, чтобы повысить уровень доходов и строить грамотный баланс между работой и личной жизнью.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.