Период неопределенности — время возможностей для бизнеса, ИП и самозанятых

Дата публикации: 22.06.2022 14:19
3 242
Время прочтения: 4 минуты
Период неопределенности — время возможностей для бизнеса, ИП и самозанятых

О том, что кризис — время возможностей, особенно для предпринимателей, малого бизнеса, ИП, самозанятых, речь заходит, как только мы из одного кризиса плавно перемещаемся в другой. Как лучше распорядиться в этот период своими финансами, чтобы не потерять, а приумножить?

Особенность предпринимательского поведения такова: нельзя не искать возможности. Но в ситуации, когда уровень неопределенности крайне высок, точно определиться, что сработает, а что нет и как отработает опыт прошлых кризисов, практически невозможно. Тем не менее стоит учитывать, что сейчас на рынке образовался действительно хороший пул вариантов для развития бизнеса:

  • уход зарубежных компаний открывает возможности тем российским товарам и услугам, которые, будучи качественными, довольно долго не могли конкурировать с товарами и услугами зарубежных мировых корпораций;
  • импортозамещение, направленное на формирование в России независимой экономики, покажет новые ниши для российских предпринимателей, работать в которых раньше было нецелесообразно и невыгодно;
  • изменение привычных производственных и логистических цепочек приведет к тому, что в них смогут встроиться новые компании.

Чтобы понять, какие из этих возможностей подойдут именно вам, рекомендую воспользоваться следующими пятью шагами.

Шаг 1. Просчитайте план «Б»

Прежде чем вкладываться во что-то новое, оцените, что сейчас происходит с вашим делом и вашими финансами. Проблема всегда в том, что любой кризис усиливает боли бизнеса. И если вы до этого решали в режиме аврала все задачи и постоянно были заняты тем, что закрывали кассовые разрывы, ожидать, что в кризис все будет лучше, не стоит.

  • Проверьте ваши личные и корпоративные финансовые показатели: сколько денег на счетах, сколько запасов, какая кредиторка и дебиторка, какая подушка безопасности у вашего бизнеса и у вас лично, какую просадку вы сможете выдержать, как будете справляться с текущими угрозами.
  • Определитесь, будете ли вы в сложных условиях спасать свое дело или нет. Если его состояние не такое, как вам хотелось бы, или вы понимаете, что не справитесь с текущими обстоятельствами, решите, что вы будете делать: спасать любыми силами или избавляться от него, продавая, закрывая или объявляя себя банкротом.
  • Разработайте критерии, до какого предела будете спасать, если решили продолжать с бизнесом. Возможно, это будет количество личных денег, которые вы вернете в бизнес, или уход ключевых клиентов, или падение выручки до недопустимой для вас суммы.
  • Выработайте план «Б». У вас должен быть запасной вариант, как быстро свернуть свое дело и создать резерв для себя. Предусмотрите в этом плане превентивные шаги для закрытия бизнеса с минимальными личными потерями.

Шаг 2. Не держите все деньги в бизнесе

Специфика российского предпринимателя такова, что он пытается все деньги запихнуть в свое дело. Опыт пандемии наглядно показал, что итогом этого становится отсутствие подушки безопасности на постоянные затраты на три месяца не только у самого предпринимателя, но и в его деле. Вовремя забирать деньги, в том числе и в сложные времена, полезно для решения сразу двух задач:

  • Обеспечить личную финансовую безопасность для собственника и его семьи. Честно ответьте себе на вопрос: что будет с вами и вашими родными, если вдруг закроется/обанкротится/исчезнет ваш бизнес?
  • Простимулировать развитие самой компании. Перекармливать бизнес деньгами вредно — с ним может случиться ожирение, из-за которого не получится ни жадно выпускать новые продукты, ни искать новые рынки сбыта, ни выбивать скидки из поставщиков и договариваться о выгодных условиях с клиентами.

Шаг 3. Вкладывайтесь в то, что знаете

Каждый предприниматель точно знает, во что именно в своей сфере стоит вкладываться. Пользуйтесь моментом. Посмотрите, что в условиях кризиса вы можете сделать в своей сфере в текущий момент. Важно: если у вас личного запаса на один год нет, то реинвестировать свои средства в новые товары не стоит.

Шаг 4. Привлекайте чужие деньги

Не устану повторять, что деньги собственника — это самые дорогие деньги в бизнесе. Проекты в условиях турбулентности лучше делать не на свои, а на привлеченные средства — банковские, инвесторские и т. д. Так безопаснее — есть дополнительная проверка надежности и сильный финансовый рычаг, который позволяет очень быстро сделать то, на что у вас ушло бы несколько лет, если бы вы использовали свои средства. Единственное, что я рекомендую делать на свои — это тестировать гипотезы в очень короткий промежуток времени и с очень небольшим бюджетом, чтобы потом выходить к потенциальным инвесторам с опытными образцами, планируемыми показателями и пониманием перспектив.

Шаг 5. Инвестируйте в «вечное»

Если во что-то и стоит продолжать вкладываться в кризис, так это в «вечное»: здоровье, семья, образование и саморазвитие. Кризис закончится, а отношения, новые навыки и понимание себя — то, что у вас останется.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

MarellaS
23.06.2022 11:25
<p>Хороший содержательный материал по делу.</p>
<p></p>
<p>Только добавлю про потенциальный Риск, который упускают из вида 99% предпринимателей. </p>
<p></p>
<p>Это риск Болезней и смерти , особенно в ситуации нервной и напряженной.</p>
<p></p>
<p>Если ваш бизнес разорен, но вы живы и здоровы, то всегда найдете способ прокормить семью...согласны?</p>
<p></p>
<p>А вот если на фоне стресса обнаружится онко- или приключится инсульт, то деньги на лечение где возьмут родные люди?</p>
<p></p>
<p>Не зря в развитых странах Полис страхования жизни висит на стене Предпринимателя и является предметом его гордости. </p>
<p></p>
<p>Чем выше там сумма, тем надежнее этот человек как партнер.</p>
0

Обучение

Материалы по теме