Как сами автомобили, так и запчасти для большинства машин становятся дефицитом — их цены выросли подчас в разы. Автокаско тоже становится дороже, да и кажется, что не очень нужным. Но на самом деле как раз наоборот: страховать авто надо, но умело используя лайфхаки, чтобы получить хорошую защиту и сэкономить.
С 19 июня Российский союз автостраховщиков (РСА) начал рассчитывать стоимость ремонта автомобилей по ОСАГО по новым справочникам запчастей. В среднем цена на запчасти выросла больше чем на четверть. Еще до вступления в силу этих изменений средняя выплата по «автогражданке» выросла на 13% по сравнению с прошлым годом: по оценкам Банка России, в мае этого года она превысила 74,8 тыс. рублей. То есть по новым справочникам средняя выплата вплотную приблизится к 100 тыс. рублей. И это только «средняя температура по больнице» — в документах РСА есть позиции, цена на которые выросла и на 200%.
Каско против дефицита
Каско это касается напрямую, поскольку очевидно, что ОСАГО далеко не всегда может покрывать дорожающий ремонт автомобилей. Во-первых, лимит «по железу» (максимальная компенсация ущерба транспорту) здесь не изменялся и составляет 400 тыс. рублей, во-вторых, с удорожанием обязательного страхования вырастет и доля тех, кто не страхует свою гражданскую ответственность. По оценкам РСА, таковых насчитывается до 15%.
Но гораздо неприятнее возникший дефицит автозапчастей. В попытках решить эту проблему в России был разрешен параллельный импорт: ввоз в страну товаров, защищенных товарным знаком, без согласия правообладателя. Теперь импортировать иномарки и запчасти к ним могут не только официальные дилеры конкретных марок авто, но и любые другие организации или частные лица. Но для налаживания нового механизма потребуется несколько месяцев. За это время существующие складские запасы совершенно точно будут исчерпаны.
Внимание
Дорогие дефицитные вещи всегда оказываются в центре внимания преступников. Можно предположить будущий рост числа автомобильных краж: от угона машины до снятия с нее отдельных элементов. От этих рисков ОСАГО, понятно, не защищает.В этих условиях ценность каско для потребителей кратно возрастает. К сожалению, одновременно растет и стоимость автострахования. Доля расходов на запчасти в стоимости ремонта после ДТП составляет более 70%. Как следствие, тарифы каско выросли в среднем по рынку на 20–25% с начала года. Добавлю, что тем автолюбителям, которые уже застрахованы по каско, но договор заключался несколько месяцев назад, стоит всерьез задуматься о расширении действующего страхового покрытия. Это потребует доплаты, однако позволит избежать неприятных сюрпризов при наступлении страхового случая.
Экономим грамотно
Владельцам авто с пробегом теперь стало гораздо проще оформить каско: на рынке есть предложения даже для автомобилей 2007 года выпуска. Тем более, что страховые компании в настоящий момент предлагают очень гибкую линейку подобных продуктов. Автолюбитель может оперировать широким набором рисков, комбинируя их под свои задачи.
Например, можно застраховать только риски угона или ущерба, причиненного третьими лицами. Этот вариант подойдет опытным водителям или же тем, кто вынужден надолго оставлять машину без присмотра. Напротив, те, кто уверен в безопасном хранении машины, могут выбрать полис, действующий только в момент эксплуатации авто. Это еще называется страхованием по факту или по километражу — меньше ездишь, меньше платишь.
Здесь стоимость полиса либо фиксирована и действует ограничение на пробег (например, не более 10 тыс. км в год), либо же предлагается разная стоимость страховки во время движения машины и ее нахождения на стоянке. Получается, что другие факторы (стаж вождения, возраст и прочие стандартные рисковые коэффициенты) влияют минимально, а вот то, как часто и на какие расстояния вы ездите — это и есть главный фактор тарификации.
Наконец, одним из самых простых способов является страхование с франшизой — определенной суммой, по достижении которой страховая компания не будет покрывать причиненный ущерб. Например, франшиза в 30 тыс. рублей означает, что стоимость ремонта в 20 тыс. рублей вам по договору не возместят, а вот если повреждения более серьезные и дорогостоящие, страховщик заплатит за ремонт.
Используя эти варианты (как вместе, так и по отдельности), вы сможете существенно снизить расходы на полис каско, оставаясь при этом под защитой от основных рисков. А то, что страхование в нынешних условиях становится мастхэвом для автолюбителя, уже очевидно.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.