Новые реалии и ограничения со стороны международных сервисов изменили платежный рынок России. Я расскажу, как платежные решения для онлайн-продаж влияют на метрики бизнеса, почему они способны повысить лояльность клиента и как эти инструменты могут помочь ИП и самозанятым.
Какие платежные решения сейчас есть у российских онлайн-магазинов
Спустя четыре месяца после приостановки работы иностранных платежных систем новые пути приема платежей в России уже хорошо понятны бизнесу. Свои решения проблемы предложили крупные банки, финтехкомпании и сервисы. Альтернативные продукты были на рынке и раньше. Рассмотрим, какими платежными решениями сейчас могут воспользоваться предприниматели, которые хотят вести бизнес онлайн..
Система быстрых платежей (СБП)
У Банка России есть целый набор платежных инструментов: СБП, карты «Мир» и «СБПэй» (мобильный кошелек для оплаты). Они позволяют мгновенно переводить средства между счетами в разных банках и оплачивать товары и услуги с помощью мобильных приложений банков-участников и приложения «СБПэй». Используя СБП, бизнес может принимать безналичную оплату по QR-коду. Для этого не требуется наличие физической карты, а оплата проходит моментально. Так как СБП — сервис Банка России, платеж проходит от клиента бизнесу напрямую, без банка-партнера (С2В-модель). На расчетный счет компании деньги приходят сразу.
Финтехпартнеры
В отличие от традиционных финансовых игроков финтехкомпании предлагают онлайн-бизнесу кастомизацию — индивидуальные продукты с гибкими условиями. Выбор финтехпартнера также хорош тем, что позволяет подобрать настройки платежей под конкретный вид бизнеса.
Начинающим предпринимателям нужны автоматизированные платежные решения, которые помогут принимать деньги, даже не имея штата и специальной технической подготовки. Когда ИП или самозанятому нужно выбрать платежное решение для своего магазина, стоит обратить внимание на варианты оплаты.
1. Оплата мобильным и электронным кошельком
После ухода с российского рынка иностранных кошельков Apple Pay и Google Pay в России заметно выросли собственные сервисы. Такие кошельки есть у многих банков, а поставить и настроить их помогает техподдержка. Процедура не занимает много времени, а инструмент подходит предпринимателям, которые развивают крупные сервисы с большой и стабильной аудиторией.
Мобильные кошельки больше подойдут самозанятым. Обычно для такого вида оплаты нужна онлайн-касса, ведь покупатель должен получить чек. Но для фрилансеров есть ряд исключений. Например, самозанятые с патентом могут работать и без онлайн-кассы. В этом случае кошелек работает как банковский счет — перевести деньги или оплатить покупку можно в несколько кликов.
2. По платежной ссылке или QR-коду
Этот вариант подойдет предпринимателям, которые ведут бизнес в соцсетях. Инструмент помогает отправить клиенту счет на оплату прямо в директ, мессенджер или по почте.
3. С помощью чат-бота
Этот инструмент нужен самым разным сервисам — от онлайн-магазинов до образовательных курсов. Такие боты есть в Telegram, и кроме оплаты заказов в групповых чатах и личных сообщениях они могут быть интегрированы в магазин-бот. Для клиента это похоже на обычный онлайн-шопинг, но только в мессенджере. Добавление доставки товаров и поддержки клиентов также возможно. Однако для этого нужна собственная разработка, что редко доступно для малых компаний.
Заключая партнерство с финтехпартнером, предприниматель может получить возможность настройки автоплатежей или привязки карты покупателя в один клик.
Например
У ЮKassa есть облачная онлайн-касса — продукт, который позволяет не покупать собственное оборудование, а воспользоваться арендованным. Платформа «Самозанятые.рф» создает продукт для массовых выплат фрилансерам, а у Банка 131 есть сплит-платежи для маркетплейсов. Финтех-компании также предлагают своим партнерам продукты для автосохранения клиентских данных или оплату товара частями, — Yandex Pay, или экспресс-доставку, как Ozon.Как платежные инструменты влияют на метрики бизнеса
Конверсию, размер чека и количество отказов сегодня можно регулировать не только с помощью push-уведомлений из корзины или промоакций, но и применяя технические решения.
Объясню на примерах.
- Процент отказов — одна из частых проблем для онлайн-бизнеса. Ее можно решить, применив в своем магазине автоматический ввод данных пользователя.
- Повысить конверсию онлайн-продаж способна оплата частями, которая в нынешних условиях очень актуальна. Судя по количеству новых предложений на рынке, необходимость такого инструмента понимают и платежные провайдеры, и их клиенты.
- По данным, которые собирает от партнеров Yandex Pay Checkout, средний чек возрастает на 10–15% при внедрении на сайте инструментов для быстрых платежей.
Почему платежные решения повышают лояльность клиентов
- Люди, которые привыкли пользоваться сервисами в Интернете и получать продукты и услуги онлайн, не перейдут на оплату наличными, а будут искать альтернативы. Поэтому возможность улучшить клиентский опыт при онлайн-платежах будет напрямую влиять на лояльность потребителя.
- Новые инструменты также помогут ИП и самозанятым, которые занимаются онлайн-продажами. Онлайн-магазинам важно предлагать широкий набор платежных опций для своих клиентов. Предпринимателям нужно учитывать эти пожелания клиентов и делать процесс оплаты удобным для каждого клиента. Как раз в этом ИП и самозанятым помогают финтехкомпании.
На замену скидкам и дорогим рекламным кампаниям приходят прагматичные инструменты. Они работают, потому что привязаны к бизнес-метрикам, и их легко посчитать. Новой тенденцией становится технологичность онлайн-продаж. За «незаметными» платежами скрывается целый комплекс действий продавца: от приема платежа до доставки товаров к дверям клиента. И если работа этой цепочки не требует внимания от пользователя, человек останется с бизнесом надолго.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.