Сроки выплат страхового возмещения по ОСАГО, как и процесс урегулирования страхового случая, регламентированы законом, однако на практике существуют нюансы. Разбираемся, как получить компенсацию по ОСАГО после ДТП, сколько это займет времени.
ОСАГО относится к обязательным видам страхования. Такой полис покрывает риски ущерба, который автовладелец может причинить третьим лицам в результате аварии. Наличие ОСАГО гарантирует, что пострадавшие получат компенсацию за счет страховой компании виновника происшествия.
Однако многие водители не до конца понимают, как работает процедура выплаты страхового возмещения и в какие сроки можно ожидать получения выплаты после аварии.
Через сколько выплачивают страховку после ДТП
В большинстве случаев страховые компании стараются уложиться в сроки, установленные законодательством, однако задержки могут возникать из-за недостатка предоставленных документов или спорных ситуаций. Обычно процесс занимает около трех недель, но может затянуться, если есть необходимость в дополнительных проверках.
Сроки рассмотрения страхового случая
Согласно ч. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО («Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда»), на рассмотрение страхового случая компаниям отводится 20 дней (за исключением нерабочих и праздничных дней) с момента получения заявления о страховом случае и пакета документов. В течение этого времени страховщик должен либо перечислить деньги на восстановление машины, либо направить ее на ремонт, либо отказать в выплате страховки.
Если же требуется дополнительное расследование или экспертиза (например, если имеются подозрения в мошенничестве), сроки могут быть продлены. Но это должно быть обосновано и зафиксировано в письменной форме.
Кстати: компании обязаны запросить недостающие документы сразу, постоянно требовать новые справки от автовладельцев запрещено.
Срок выплаты страхового возмещения по ОСАГО
На рассмотрение страхового случая при ОСАГО и выплату у компаний есть 20 дней. Если сроки выплаты или направления на ремонт прошли, то за каждый день просрочки страховая обязана выплатить неустойку (по судебному решению) в размере 1% от суммы ущерба и 0,05% от общих лимитов по ОСАГО, если отказ в выплате направили после истечения 20-дневного срока.
Обратите внимание: согласно решению ВС РФ, отправленное страховщиком сообщение об отказе в выплате или направление на ремонт считается доставленным, если оно поступило адресату, даже когда тот с ним не ознакомился по каким-либо причинам.
В какой период происходит выплата
Выплата по ОСАГО при ДТП происходит в 20-дневный срок со дня получения компанией заявления и полного комплекта документов от автовладельца. Срок выплаты по европротоколу такой же, как и при ДТП с вызовом ГИБДД.
Компенсацию можно получить и раньше. Например, как указано на сайте «Т-Страхования», по большинству страховых случаев в компании можно получить выплату за один день, если в аварии пострадали только машины, у второго участника ДТП был полис ОСАГО, а сам клиент заявил о страховом случае в мобильном приложении и передал оригиналы документов.
Максимальные суммы выплат
Размер выплат по ОСАГО ограничен Законом об ОСАГО. На 2024 год максимальная сумма выплат по ОСАГО составляет:
- До 400 000 рублей за причинение ущерба имуществу (например, ремонт автомобиля или компенсация ущерба имуществу, которое находилось внутри авто).
- До 500 000 рублей за причинение вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП.
Эти лимиты распространяются на каждого потерпевшего. Если ущерб превышает указанные лимиты, разницу между реальной суммой убытков и максимальной выплатой придется возмещать виновнику аварии из собственных средств.
Как получить выплату при ДТП: пошаговая инструкция
- Сообщите о ДТП в ГИБДД и свою страховую компанию. Незамедлительно после происшествия вызовите сотрудников ГИБДД (если происшествие нельзя оформить по европротоколу) для составления протокола о ДТП и уведомите об этом свою страховую компанию.
- Оформите все документы на месте ДТП. Убедитесь, что протокол и схема ДТП составлены правильно, и получите справку об аварии.
- Подготовьте заявление и необходимые документы. В комплект документов обычно входят: заявление о страховой выплате, справка о ДТП, копия протокола, водительское удостоверение, паспорт и банковские реквизиты. Если был причинен вред людям, то потребуются медицинские документы.
- Подайте заявление в страховую компанию. Это можно сделать лично, через доверенное лицо или отправить документы по почте. Сделать это нужно в течение пяти рабочих дней с момента аварии.
- Ожидайте осмотра автомобиля и оценки ущерба. Страховая компания организует осмотр автомобиля для оценки размера ущерба.
- Дождитесь решения страховой компании. В течение 20 дней страховая компания примет решение о выплате или отказе в выплате.
- Получите компенсацию. При положительном решении деньги будут перечислены на указанный счет или отправлены в ремонтный центр.
Кстати: С 1 января 2025 года будет доступен сервис электронного урегулирования — подача документов и урегулирование страхового случая происходят в личном кабинете страхователя ОСАГО.
«Плюс ОСАГО в том, что, будучи обязательным видом страхования, оно тщательно регламентировано, в том числе и в том, что касается сроков возмещения. Определены и санкции для страховщика, если он не осуществит возмещение в срок от 0,5% до 1% от его суммы в зависимости от того, производится ли оно в форме выплаты или ремонта. Для получения неустойки необходимо направить страховщику соответствующее заявление, а если он откажется ее выплачивать — составить досудебную претензию и далее обращаться в суд. Если он вынесет решение в пользу клиента, кроме неустойки страховая должна будет выплатить еще и штраф», — отмечает эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.
В каких случаях могут отказать в возмещении ущерба
Страховая компания имеет право отказать в выплате возмещения по ОСАГО в ряде случаев. Основные причины отказа:
- Непредоставление полного комплекта документов или их неправильное оформление. Если заявление или документы оформлены с ошибками или не предоставлены в полном объеме, страховая компания вправе отказать в выплате.
- Подача заявления с нарушением сроков. Обратиться за возмещением необходимо в течение пяти рабочих дней после происшествия, иначе страховая компания может отказать.
- Нарушение условий полиса ОСАГО. Например, если водитель управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
- Умышленное причинение ущерба. Если будет установлено, что авария произошла в результате умышленных действий водителя, то выплата не будет осуществлена.
- Пропуск медицинского осмотра. При ущербе здоровью обязательным является прохождение медицинского осмотра, иначе страховая компания может отказать в компенсации медицинских расходов.
О чем важно помнить
По словам вице-президента САО «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, одна из самых распространенных ошибок, которую совершают клиенты в стрессовых ситуациях, связанных с ДТП или другими страховыми случаями, — обращение к «автоюристам».
«Это кажется им удобным решением, но на самом деле может обернуться серьезными последствиями. Вместо того чтобы самостоятельно обратиться в страховую компанию и получить возмещение, клиенты передают право на получение возмещения совершенно посторонним людям. Это ведет к тому, что деньги в конечном итоге достаются "автоюристам"», — рассказывает Игорь Иванов.
Еще одна проблема, связанная с урегулированием страховых случаев по ОСАГО, — дефицит запчастей.
«Начиная с 2022 года сохраняется тенденция дефицита запчастей в связи со сложностью их логистики, а как следствие увеличения их стоимости. Зачастую станция технического обслуживания вынуждена отказываться от ремонта из-за невозможности осуществить его в установленные ФЗ № 40 сроки. Учитывая, что автовладельцы могут самостоятельно выбирать СТО для ремонта своего автомобиля после ДТП, важно, чтобы выбранная станция соответствовала требованиям законодательства и условиям договора страхования», — рассказал заместитель генерального директора СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.
При обращении за выплатой по ОСАГО важно помнить о необходимости соблюдения сроков и правильности оформления документов. Это поможет избежать задержек в выплате и предотвратить возможные отказы со стороны страховой компании. Также рекомендуется сохранять все копии поданных документов и вести переписку со страховой компанией в письменной форме. Если возникли проблемы с получением выплаты, можно обратиться к финансовому уполномоченному.