Люди любят спрашивать у окружающих совета и требуют высказывать самые разные прогнозы. Находятся и такие, кто задает вопросы мне: мол, раз ты пишешь всякие там колонки и исследования, то должен понимать. Вопросы самые разные — от «Покупать ли мне «однушку» в пригороде?» и «Не пора ли запасаться крупой, спичками и патронами?» (этот вопрос был особенно популярен в конце прошлого — начале этого года) до «Что будет с долларом, евро, Родиной и с нами?». Спрашивающие явно делают это зря, а я пытаюсь сказать
С другой стороны, я в этой ситуации сущий ребенок по сравнению с профессиональными экономическими витиями, юродивыми и прочими шаманами, толпы которых вытаптывают не слишком обширное аналитико-экспертное поле. Там мастерство обтекаемого комментария и прогноза находится на недосягаемой вершине, позволяя авторам безбедно функционировать в медийном пространстве сколь угодно долго. «Нет никаких сомнений, что при условии сохранения или изменения текущей ситуации вероятность наступления события Х может превысить 50%». Эх, жаль, я так не могу.
Не добавляет оптимизма и тот факт, что мой хрустальный шар начал давать сбои. А все потому, что я слишком близко к сердцу принимал такие понятия, как «справедливость», «разумность» и «логика», что в контексте макроэкономической реальности (особенно российской) есть самая большая глупость.
Cупероптимистичные прогнозы фондовых аналитиков, песни об энергетической сверхдержаве, обезумевшие глаза девелоперов, занимавших миллиарды на строительство очередного небоскреба в Мытищах, — все это должно было подсказать обывателю летом 2008 года, что беда
Почему же экономические прогнозы сбываются с точностью до наоборот? У меня есть следующие гипотезы.
Репутационная. Публика перестала верить экономистам и политикам. Более того, люди воспринимают их реляции, обещания и призывы в прямо противоположном ключе.
Конспирологическая. Заинтересованные прогнозодатели «продают» выгодный им тренд, причем особенно активно — в момент его завершения. Инсайдеры зарабатывают гешефт, а благодарные слушатели, зашедшие на пике, получают в подарок объяснения и новые рекомендации.
Фундаментальная. Мировая экономика пошла в разнос, законы (или, если хотите, закономерности) перестали работать, проблемы не решаются, а неумело ретушируются, пузыри надуваются и лопаются, но корабль
Поэтому теперь для советов и прогнозов я принял на вооружение простую формулу: «Будущее будет другим. Оно будет в корне отличаться от того, что все думают о нем сейчас».
Что же ждет российскую экономику — исходя из вышесказанного? Пока что разговоры о безоговорочной победе, зеленых ростках и небывалых надоях доносятся довольно тихо, что дает небольшую надежду на позитивные сдвиги или хотя бы на продолжение более-менее стабильного периода.
Однако уже совсем скоро природа человеческая может возобладать, и мы вновь по полной программе насладимся всей мощью великодержавного «аля-улю, гони гусей». Вот тогда-то и надо будет закупать гречку, соль, спички и прочее. Или нет.