Жил да был Иван — клиент банков. И каждый год, несмотря на то что был он уже взрослым, загадывал желание Деду Морозу. И вот пожелал он однажды в ночь на 1 января, чтобы все банки стали по-настоящему клиентоориентированными. Правда, именно этого слова он не знал, а попросил просто, чтобы переводы не задерживались и были дешевыми, очередей не было, банкоматы не обижали, обратная связь с банком работала, а удаленное обслуживание было простым и понятным. Загадал Иван да и забыл.
И вот через несколько дней, как Новый год отгулял, вышел Иван из дома и глазам своим не поверил. Идет по улице, а все банковские офисы, несмотря на праздники, открыты. И из каждого окна красна девица видна, приветливо она улыбается и зайти счет открыть зазывает. А на каждом крыльце гусляры сидят и об услугах банка в куплетах складных рассказывают. Да так, что поневоле остановишься и послушаешь, так как в песнях их не только рекламные слоганы слышны, но и ответы на
Внутри каждого офиса его хлебом-солью встречают, сразу в
Красна девица продолжила улыбаться, но только в лице самую малость изменилась, словно растерялась. «Ага! — торжествует про себя опытный в общении с банками Ваня. — Вот и раскусил я этот чудо-банк». Между тем девушка быстро знак рукой сделала и, распространяя аромат дорогого парфюма, в гостевой горнице появился пожилой интеллигентный дедушка в пенсне с аккуратно уложенными седыми волосами. «Ах, очередь… — добродушно улыбнулся он Ивану, представившись руководителем отделения и выслушав красну девицу. — Да, сынок, было такое, но уже очень давно. Мы ведь офисы сегодня держим лишь для того, чтобы глаз клиентам нашим радовать, для путников разных или уж на совсем экстренные случаи. Услуги-то все удаленно можно производить, не выходя из дома».
«А… Так это просто банк с акцентом на удаленное обслуживание, вот почему в офисах клиентов нет», — разочарованно подумал Ваня, а вслух произнес: «Славно у вас, спасибо! Да только не разбираюсь я в ЭЦП этих, кодиках бесконечных. Да и толку от них? Ведь все равно на каждый чих подтверждение нужно: ни счет без личного присутствия не открыть, ни услугу не подключить, на все нужно заявление писать да с паспортом офис посещать. Или вот, к примеру, call-центр. Штука вроде бы удобная, но ведь туда не дозвонишься порой даже чтобы о новых вкладах узнать, а уж если претензию зафиксировать или ответ по ней получить, так и вовсе гиблое дело! — пошел вразнос Иван. — Скажем, если у меня банкомат-супостат карту зажует или трансакцию проведет, а денег не выдаст, я же не дозвонюсь никуда и по электронной почте вашей мне никто не ответит…»
И тут вдруг остановился Иван, поняв, что все сотрудники офиса, включая охранников, окружили его и с широко раскрытыми глазами жадно слушают, будто и не слыхивали такого никогда. Первым, как человек самый мудрый и опытный, в себя пришел дедушка — руководитель отделения. «Ой, мил человек, и когда же ты в банках-то в последний раз был? Про жалобы, претензии, банкоматы, зажевывающие карты, и невыданные наличные даже я уже очень плохо помню, — ласково, но совершенно искренне проговорил он. — Чтобы связаться с банком, ожидать ничего и вовсе не надо, терминалы обратной биометрической связи есть везде, на любой улице. Подходишь, прислоняешь палец к дисплею, и система тебя тут же идентифицирует. Появляется твой персональный голографический менеджер. С ним и ведешь все беседы, даешь ему поручения: и на открытие счета, и на переводы, выписку, размещение вклада, получение кредита и т. п. Отпечатки твоих пальцев в централизованной государственной базе хранятся, все банки к ней при необходимости доступ имеют. Для безопасной идентификации уже давно не требуется никаких паспортов, очередей и заявлений. Называется эта общебанковская платежная система «Биометрическим Универсальным Банкингом». Терминалы БУБа стоят на всех улицах, во всех торговых центрах, даже в подъездах! Я уж молчу, что вызвать виртуального менеджера и провести любую операцию ты можешь на нашем сайте и через свой мобильный телефон!»
«Сколько же стоит этот чудо-сервис?» — спросил обалдевший Иван, только сейчас осознавший, что напоминающие фотоаппараты небольшие приспособления, которые он видел в своем подъезде и прикрепленными к стенам зданий на улицах, и есть терминалы БУБа. «И переводы? Сколько идут переводы и сколько они стоят?» — повторил громче свой вопрос Иван, привыкший к тому, что бесплатный сыр только в мышеловке.
Тут выражение лица пожилого руководителя отделения приобрело оттенок откровенного и бессильного сочувствия. «Подключение и обслуживание в БУБе, конечно же, бесплатное, а переводы нынче всегда идут мгновенно (независимо ни от места назначения, ни от времени суток) и стоят небольшую фиксированную сумму — 10 единиц валюты перевода независимо от суммы», — спокойно и еще более добродушно, чем раньше, ответил он.
Стоит Иван и ушам своим не верит, валенком пол из дорогого заморского паркета ковыряет. «Так, наверное, годовое обслуживание по карте дорогое или комиссия за выдачу наличных все 20%!» — ляпнул вдруг он, не подумав. «Наличные уже давно не используются, а что до карт… А ты, кстати, разве в магазинах не биометрически расплачиваешься, а все по старинке — карточку прокатываешь?» — поинтересовался старичок. И тут вспоминает Ваня, что когда-то смотрел он фильм «Назад в будущее», где в такси и магазинах герои расплачивались, просто приложив к терминалу палец. «А
Проснулся Ваня, выключил будильник, взглянул на настенный календарь, а на дворе пока лишь январь 2010-го. «Эх, что такое двадцать лет? Москва не сразу строилась, подождем», — оптимистично подумал Иван — клиент банков, а потом снова закрыл глаза и стал мечтать о биометрическом универсальном банкинге.