Февраль обычно не слишком богат на события в экономике и бизнесе. Но есть один информационный повод, который традиционно привлекает внимание широкой общественности. Это публикация обновленного списка самых счастливых обладателей российского паспорта — рейтинга миллиардеров.
При всех методологических недостатках гламорама российского бизнеса несет в себе важную аналитическую функцию: она позволяет сравнить эффективность ведущих российских предпринимателей, что особенно познавательно в период потрясений. Рейтинг миллиардеров устанавливает своеобразный медийный стандарт крутости и успешности, который затем тиражируется в таблоидах, блогах и курилках.
Год назад все восхищались прозорливостью и молодецкой хваткой
Однако же есть у меня и серьезная претензия к российскому списку и распределению мест в его первой десятке. В погоне за внешним эффектом индивидуальный рейтинг миллиардеров слабо отражает реальный расклад сил и уровень влиятельности финансово-промышленных групп (а не размера виртуального кошелька отдельных лиц) в российской экономике. Одним из таких «несправедливо обиженных» рейтингом субъектов можно считать консорциум «Альфа-Групп», чья диверсифицированная мощь в разы превосходит любую другую частную империю в нашей стране (за исключением разве что неофициальной группировки банк «Россия» + Газпромбанк + УК «Лидер» + СК «Согаз» и т. д.).
Давайте сравним: на одной чаше весов такие корпорации, как ТНК-BP, X5 Retail Group, Altimo с «Вымпелкомом» и «Мегафоном», Альфа-Банк и еще десятки активов, в совокупности генерирующих миллиарды долларов прибыли, а на другой — металлургическая компания с почти нулевой рентабельностью по итогам 2009 года. Единственное существенное отличие «Альфы» в том, что акционерный капитал группы распределен между несколькими акционерами в отличие от НЛМК — с единственным мажоритарным владельцем.
Но главное — отнюдь не в распределении призовых мест. Именно «Альфа-Групп» является примером антикризисного управления, к которому должно быть приковано внимание всех интересующихся судьбой отечественного частного бизнеса.
Сказать по правде, я всегда был более чем скептичен в отношении детища
Тем более удивительным для меня стал исход многолетней вражды в случае с британцами и норвежцами. Никогда бы не подумал, что после стольких взаимных ударов и упреков, судов и скандалов Telenor согласится строить глобальный холдинг вместе с «плохими русскими». Здесь, как и в случае с
Еще большего уважения заслуживает принципиальная позиция группы и одноименного банка в отношении корпоративных заемщиков. Очень много говорилось о том, что кризис должен отделить зерна от плевел, оздоровить экономику и очистить ее от особо нерадивых собственников и бизнесов. В итоге все свелось к банальному разбрасыванию и распилу денег из государственной кубышки, а главными компетенциями и новациями, освоенными капитанами российского бизнеса за кризисные месяцы, стали написание слезных прошений в различные госструктуры и умение улыбаться кончиками рта во время модернизационных форумов.
Спасибо
Упаси вас создатель воспринимать вышесказанное в качестве дифирамбов и пиара в пользу «Альфа-Групп». Так или иначе, холдинг остается хищной акулой в мутной воде российской экономики, более зубастой, проворной и независимой, нежели остальные рыбехи, без раздумья выбирающие тесный, но безопасный госаквариум. Думаю, что и проигрыш в миллиардерской гонке альфовцы воспринимают, скорее, в позитивном ключе: никого не прельщает судьба одного из первых лидеров подобных рейтингов —
Перефразируя популярный рекламный слоган, хотелось бы верить, что «честным быть выгодно», а преследовать частную выгоду, оторвавшись от кормящей государственной груди, как минимум честно. К сожалению, последний рейтинг миллиардеров да и вся новейшая экономическая история России не дают поводов обольщаться на этот счет.