Давным-давно в тридесятом государстве, а именно в Конкорде (штат Массачусетс, США), жил человек по имени Генри Дэвид Торо. Жил, не тужил, боролся за права негров (которые тогда еще не знали, что они — афроамериканцы) и, кроме всего прочего, призывал соотечественников к сознательной, осмысленной жизни.
Одними призывами Генри Дэвид Торо не ограничился. Известно, например, что некоторое время (в 1845—1847 годах)
Вспомнила я историю
Невежливо глазеть на то, что покупают другие люди, и тем более, обсуждать или осуждать других людей за то, что они приобретают. Может быть, попавшаяся мне на глаза гора продуктов — это и вправду запас на месяц для пары десятков человек, не всем же им являться пред мои очи, у них дела поважнее имеются.
Поэтому старательно отведя взгляд в сторону, я начала размышлять о культуре потребления, и вот тогда и вспомнился
Что такое уход Торо из города в хижину? Это отказ потреблять те продукты, которые ему предлагают, а иногда и навязывают потреблять в городе. Что такое отказ потреблять то, что навязывают? Это страшный сон всех продавцов всех товаров, работ и услуг современного капиталистического мира. Но в то же время — это голубая мечта «зеленых» и иных борцов за чистоту земной экологии.
Как еще можно охарактеризовать подобное бегство от благ цивилизации? Романтики назовут его возвратом к истокам, прагматики — сумасбродством. Мне бы хотелось назвать это попыткой создания собственной (субъективной, индивидуальной) культуры потребления, а также попыткой влияния на культуру потребления общества.
Что такое культура потребления? Это те нормы и идеалы в потреблении, которые мы сами или с помощью общества (законодательства, рекламы, соседского мнения) принимаем как руководство к действию. Совершенно необязательно готовить на новогодний стол «салат оливье». Но очень многие его традиционно готовят. Это норма. Совсем необязательно, и даже вредно ездить среди зимы на жаркие морские курорты, но очень многие хотят это делать, для многих это — недостижимый идеал.
Идеалы и нормы у разных обществ разные. Так, например, древний монгол убил бы за предложение отведать рыбки, потому как для него это — все равно, что падалью питаться, настолько неприлично. А наши современные сограждане не убьют, так покалечат за предложение хоть сколько-нибудь подумать не о собственном благе, а о каком-либо ином — будь то благо улучшения экологии или хотя бы благо здорового образа жизни.
Почему так? Почему
Другой вопрос, что нормы и идеалы потребления почему-то часто вступают в противоречие.
Мне вот думается, что минимизировать количество мусора, экономить электричество и пресную воду, уменьшать количество вредных примесей в воздухе и т. д., — это очень хорошо. Но купить хлеб без заводской упаковки, как в старые времена, я побрезгую, свет в прихожей выключить на ночь забуду, душ буду принимать так долго, как мне этого захочется, а машину буду прогревать прямо около дома, под окнами своих соседей. И многие считают это нормальным. И даже возмутятся, если им предложат поступить
Возможно, вы решите, что эти мысли не имеют отношения к банкам и финансовому рынку в целом. Вы уверены?