Окончательно разобраться с уличными забегаловками, совершающими валютообменные операции, Центральный банк собирается вот уже несколько лет. Намерения его исключительно благородны: обезопасить доверчивое население от бессовестных обманщиков, которые удерживают комиссии, обсчитывают и просто воруют. Заодно оградить себя от многочисленных жалоб, неудобных вопросов журналистов, да и вообще совершить серьезный шаг в деле повышения цивилизованности банковского рынка.
Как известно, с 1 октября прошлого года дикие обменники отправили в историю. Им следовало либо исчезнуть, либо переквалифицироваться в операционные кассы. Но, думаю, у любого человека, испорченного российской действительностью, уверенность в скорой смерти незаконных обменников могла вызвать лишь улыбку. У нас уже закрывали, например, игорный бизнес, а потом не знали, как вырвать сеть подпольных казино из дружеских объятий подмосковных прокуроров.
Однако банковский регулятор подошел к делу со всей тщательностью. С ноября Центробанк регулярно публикует черные списки противозаконных палаток и даже передает их в правоохранительные органы. Милиция/полиция козыряет: спасибо за сигнал, органы МВД всегда готовы оказать содействие. Борцы с обменниками вошли во вкус: на сайте ЦБ появились результаты десяти проверок (например, такие). В них, как и следует ожидать, содержатся адреса незаконных точек по обмену валюты в Москве, а также места, где «осуществляются операции с наличной иностранной валютой, но по данным и схожим адресам имеются официально открытые внутренние структурные подразделения кредитных организаций». То есть внешне законные, но, по сути, фальшивые заведения.
Получается, что, несмотря на многомесячные усилия Центробанка и правоохранителей, граждане все еще подвергаются опасности быть облапошенными во время обмена денег. Им все еще приходится вспоминать правила из серии «Умей правильно выбрать обменник». Например, эксперты советуют клиенту проверить, является ли помещение обменного пункта капитальным строением, поискать глазами информационный стенд, а лучше — свериться с результатами проверок ЦБ на сайте. Но даже если помещение по всем признакам напоминает операционную кассу, бдительность терять нельзя — как мы видели раньше, «по этому или схожему адресу» может находиться «ларек» с мошенниками.
На «крестовый поход» действия властей совсем не похожи. Скорее они напоминают развешивание бесполезных табличек: «Возможен сход снега с крыш». Регулирование и надзор в банковской сфере осуществляются вполне в духе времени: спасение меняющих остается делом рук самих меняющих.
Зато шумиха явно не соответствует масштабу проблемы. Из 700 финансовых ларьков около 90% замкнуты в пределах МКАДа — проблема весьма локальна. Зато борьба с обменными пунктами, которую обязательно запишут себе в актив и ЦБ, и полицейские, отлично отвлекает население от более актуальных вопросов. Ведь имитация деятельности — это тоже деятельность.