Необходимость принятия закона о коллекторской деятельности обсуждается уже много лет. И вот, наконец, нам обещают, что проект внесут в правительство в марте, а Госдума рассмотрит его в первом чтении уже весной.
Мнения о проекте закона высказываются противоположные. Крупные коллекторские агентства настаивают на необходимости узаконить стихийно сложившийся порядок работы коллекторов. А Роспотребнадзор в лице недремлющего Геннадия Онищенко неоднократно заявлял о ненужности самого существования коллекторских организаций в России. Сейчас деятельность коллекторов отдельным законодательством не регулируется. Организации, контролирующей их работу, нет.
Неоднократно подвергались сомнению законность, к примеру, передачи банками коллекторам сведений о нерадивых заемщиках, составляющих банковскую тайну. Немало вопросов вызывает использование рядом коллекторов в работе, непонятно каким образом полученных баз данных госорганов и сведений о кредитной истории должников.
В новом законе планируется упорядочить передачу коллекторам сведений о должнике и предоставить им возможность запрашивать в госорганах и кредитных бюро информацию о заемщике. Зато коллекторам запретят звонить своим жертвам… простите — клиентам по ночам, а также чаще 3 раз в сутки.
Большим достижением авторы закона считают запрещение использования незаконных методов взыскания (вдумайтесь в эту фразу). Впрочем, от действий «черных» коллекторов никакой отдельный закон должников не спасет.
При этом регулироваться рынок взыскания задолженности будет саморегулируемыми организациями. Коллекторы будут регулировать свою деятельность сами, очищая свои ряды от коллег, особенно «прославившихся» нарушением прав россиян.
Тема для спора, безусловно, есть. Ведь за время протекания острой фазы последнего кризиса объемы бизнеса коллекторов небывало выросли и, по оценкам экспертов, превысили в 2011 году 200 млрд рублей. Число же самих коллекторских организаций в России приближается к тысяче.
Определить точный масштаб этого бизнеса непросто. Ведь выбиванием долгов из нерадивых заемщиков заняты самые разные организации — от крупных коллекторских агентств, старающихся держать своих сотрудников в рамках закона, до приснопамятных бритоголовых бригад, не утруждающих себя подобными предрассудками.
За быстрый рост бизнеса коллекторы должны благодарить наши банки. Выдавая в период «кредитного бума» потребкредиты, автокредиты и даже ипотечные кредиты без должного предварительного анализа, те не только получили клиентскую базу добросовестных заемщиков, но и фактически своими руками породили армию неплательщиков. Что неудивительно, учитывая невысокую финансовую грамотность среднего россиянина.
Впрочем, значительную часть задолженности, которую пытаются взыскать коллекторы, составляют штрафы за просрочку, доходящие до нескольких сот процентов годовых. Это вызвано тем, что к коллекторам чаще всего попадают долги с большим — 1—2 года — сроком просрочки, а банки в договорах частенько предусматривают штрафные санкции, доходящие до 1% в день. В судах правомерность таких драконовских штрафов банку или коллектору доказать весьма непросто.
Кто больше выиграет от принятия закона — банки, их должники или коллекторы? Настораживает, что в подготовке проекта коллекторы принимали самое деятельное участие. Но, не видя окончательной редакции закона, судить о его достоинствах и недостатках непросто. Мы уже не раз наблюдали, как неузнаваемо меняются законы в процессе их прохождения по инстанциям.
Но перспективы рынка долгов, конечно, впечатляют. Ведь пока около 80% просрочки, с которой работают коллекторы, — это долги банкам. Но растет и задолженность граждан телекоммуникационным компаниям (вспомните скандалы минувшего года о фантастических суммах задолженности за интернет-трафик за рубежом), задолженность перед страховщиками, а также долги населения за постоянно дорожающие услуги ЖКХ.
Сейчас банки возобновили розничное кредитование практически в докризисном объеме. А некоторые даже запустили «кредитные фабрики», побочным продуктом которых будут, как обычно, «плохие» долги. Коллекторы, потирая руки, ждут новой волны кризиса. Только бизнес, ничего личного.
Я же вижу выход из «долгового тупика» не столько в законодательном регулировании коллекторов, сколько в повышении финансовой и юридической грамотности россиян.