В предыдущих колонках авторы Ольга Беленькая, Наталья Орлова и Дмитрий Мирошниченко раскрыли важные аспекты тенденций процентных ставок на российском финансовом рынке. Однако существуют динамические аспекты изменения денежной политики Центробанка, которые влияют на процентные ставки и инвестиционный выбор домохозяйств.
Говоря о «динамических аспектах», я имею в виду изменения в режиме денежной политики Банка России, который переходит от управляемого плавания рубля к таргетированию инфляции. Для перехода на новый режим денежной политики до 2014 года необходимо снизить темп роста цен до 2—4% в год, чтобы закрепить инфляционные ожидания на этом низком для современной России уровне.
Процесс снижения темпов роста цен называется дезинфляцией. Снижать цены можно по-разному: либо директивно (например, замораживая цены на некоторые товары и платные услуги населению), либо монетарными методами — ограничивая рост денежных агрегатов и денежной базы.
Именно изменения в монетарной политике стали одним из существенных факторов замедления темпов роста цен в российской экономике (автор оставляет за скобками точность и методологию измерения инфляции госорганами). Банк России и правительство изъяли избыточные банковские резервы, чем создали искусственную нехватку свободной ликвидности у банков в 2011 году. Соответственно, банки, ощущая нехватку ликвидности, начали конкурировать за деньги населения, что привело к росту ставок по вкладам, вслед за которыми вверх потянулись и ставки по кредитам.
Более высокие ставки стимулируют граждан делать сбережения, но, с другой стороны, ограничивают возможности бизнеса и домохозяйств в получении (более дорогих) кредитов. Дезинфляция в дистиллированном виде — это болезненный процесс для тех, кто живет в кредит, и благостный — для тех, кто делает рублевые сбережения. Когда процесс дезинфляции закончится, ставки, вероятнее всего, вновь начнут снижаться вслед за снижением инфляционных ожиданий.
Дезинфляционная политика Центробанка приводит к любопытным эффектам на фондовом рынке. Когда ликвидности у банков много, цены акций, как правило, растут динамично (формируются так называемые финансовые пузыри), доходность по вложениям в акции опережает доходность по депозитам и облигациям. Во время процесса дезинфляции, который может длиться несколько лет, все наоборот: вклады с фиксированной доходностью становятся выгоднее и надежнее, чем вложения в ценные бумаги с сильными курсовыми колебаниями.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Рублевые вклады со ставками на уровне 10% и выше на сегодняшний день — вполне интересный инструмент для вложений временно свободных денег на срок до года.
Рынок акций интересен тем, кто готов вкладывать деньги на длительный срок — скажем, лет пять (не считая, конечно, прожженных спекулянтов и игроманов). Как правило, на этом временном интервале доходность по данному типу инструментов выше, чем по инструментам с фиксированной доходностью.
При этом необходимо помнить, что всегда возможны форс-мажорные ситуации, например существенное снижение цен на нефть, либо искусственная девальвация национальной валюты в тех или иных целях со стороны государства. Соответственно, возможны резкие скачки курса рубля в сторону снижения. Поэтому порядка трети сбережений в денежной форме, на мой взгляд, надо для страховки держать в валютных депозитах или наличности (если нет доверия банкам), желательно в контрциклических валютах, долларах и швейцарских франках.
Автор напоминает, что выводы в статье являются всего лишь рекомендациями, а не руководством к действию.