Несговорчивость заемщика может обернуться для него общением с коллекторами, даже если он исправно платит по кредиту. Сведбанк передал коллекторскому агентству долги клиентов, не согласившихся на перевод в Райффайзенбанк в рамках закрытия розничного бизнеса. Формально действуя по закону, шведская кредитная организация создала в России прецедент обслуживания добросовестных заемщиков у профессионального взыскателя.
На форуме Банки.ру клиентка под ником Julia_MK пишет, что отказалась от перехода из Сведбанка, где она брала ипотечный кредит, в другой банк. «Теперь они заявляют, что передадут мой кредит коллекторам, причем это может быть как физическое, так и юридическое лицо, — сообщает она. — Сотрудники Сведбанка также мне заявили, что коллекторской службе не нужна никакая лицензия на банковскую деятельность, чтобы получать от меня выплаты по кредиту. Причем никаких просрочек по кредиту за 4 года у меня никогда не было. Насколько правомерны действия Сведбанка и его сотрудников?»
В рамках принятого Swedbank AB в III квартале 2010 года решения о закрытии розничного бизнеса российская «дочка» действительно решила передать розничный портфель другой кредитной организации. Сведбанк заключил договор уступки с Райффайзенбанком, и всем розничным клиентам было предложено перейти на обслуживание в данный банк в период с 8 февраля по 30 июня этого года. Как пояснили порталу в пресс-службе Сведбанка, после окончания действия договора с Райффайзенбанком юридически стало невозможно передать ему клиентов, не подписавших документы в вышеуказанный срок. «Клиенты, имеющие просроченные обязательства и не согласные быть уступленными (последних в настоящий момент два человека), были проданы компании, специализирующейся на работе с розничными кредитами», — сказали в банке.
Начальник юридического управления Сведбанка Олег Плотников говорит, что данная уступка правомерна в любом случае: как юридическому, так и физическому лицу, как банку, так и небанковской организации. По его словам, кроме того, что такая уступка предусмотрена действующим законодательством, право на нее прямо закреплено в кредитном договоре.
Юристы также не видят ничего противоправного в такой передаче. «Банковская операция — это выдача кредита, далее его можно передавать кому угодно», — отмечает партнер юридической группы «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов.
По словам начальника юридического управления СДМ-Банка Александра Голубева, исключение могут составить обязательства, например, по овердрафту и возобновляемым кредитным линиям, так как по таким договорам обязательства банка не исполнены — пока клиент сохраняет право получать финансирование в рамках действующего договора. «Исполнять обязательства по ним возможно, только имея банковскую лицензию, и переход прав возможен только в рамках замены стороны в обязательстве, то есть с согласия клиента, — поясняет он. — В других случаях банки в передаче не ограничены, и если это предусмотрено кредитным договором, то согласия заемщика не требуется».
Несмотря на то что действия Сведбанка законны, переход кредита без просрочки коллекторскому агентству — нонсенс. «Для России такая ситуация нетипична, — указывает гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. — Если для Запада такое финансовое посредничество при помощи профессиональных взыскателей — обычное явление, то у нас общение добросовестного заемщика с коллектором может иметь свою специфику и вызвать негативные эмоции у клиента. В частности, коллекторское агентство в отличие от банка может жестко напоминать о дате очередного платежа».
Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru