Бум на рынке микрофинансирования объясняется востребованностью и популярностью таких услуг у рядовых граждан. Этот бум порождает особый интерес к отрасли, не всегда сопряженный с истинным пониманием процесса.
Яркий пример подобных трудностей в понимании — нашумевший скандал, связанный с Почтой России. Тогда бурный протест общественности вызвали микрозаймы, выдаваемые микрофинансовой компанией под ставки, превышающие 2 600% годовых, — такие проценты характерны для займов до зарплаты (PDL-займов). С одной стороны, гнев, казалось бы, справедлив, но с другой — слишком категоричен и однозначен. Делать выводы обо всей отрасли МФО на примере одной компании и без четкого понимания структуры рынка как минимум необъективно. Прежде чем выносить вердикт, нужно учесть, что формально отрасль делится в настоящий момент на три сегмента.
Первый — это так называемые займы до зарплаты, иначе — «быстрые деньги» (Payday Loans). Пожалуй, самое молодое и быстрорастущее направление. По нашим оценкам, подавляющее число участников работает именно в этом сегменте рынка МФО, в том числе здесь присутствуют крупные игроки с иностранным капиталом. По нашим подсчетам, PDL составляют порядка 10—15% от общего объема микрофинансового рынка. Обусловлено это тем, что минимальные размеры займов позволяют заниматься этим видом микрофинансирования даже самым мелким компаниям. И именно в этом секторе присутствуют довольно высокие ставки, вызвавшие много вопросов прошлой зимой, но надо понимать, что они распространяются исключительно на сегмент Payday Loans, для которого подобная стоимость в силу адекватной оценки рисков по такого рода займам оправдана.
Второй — займы малому и среднему бизнесу. Данное направление можно назвать классическим, связано оно с выдачей среднесрочных займов на полгода, реже — на год. Суммы тут значительно больше, диапазон — до 1 млн рублей, средний размер займа — 200—300 тыс. Данный вид кредитов предназначен в первую очередь для предпринимателей. Сегменту займов малому и среднему бизнесу, по нашим подсчетам, принадлежит более 50% от общего объема выдач на российском рынке.
И третий — займы на потребительские нужды. Размер займов в данном сегменте варьируется от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, средний срок — от полугода до года. В данном сегменте большинство компаний работает по принципу предоставления кредитов клиентам на дому через кредитные карточки. Именно к этому сегменту относится компания «Домашние деньги». На займы на потребительские нужды приходится свыше 30%.
Подобное сегментирование сложилось неслучайно, именно по такому принципу осуществляется деление микрофинансового рынка во всем мире. Более того, в Западной Европе, например, где и возникло кредитование «до зарплаты», законодательно закреплено четкое деление на PDL-рынок и «классический» микрофинансовый бизнес, в который входят займы малому среднему бизнесу и кредиты на потребительские нужды. Российскому микрофинансовому рынку не лишним было бы воспользоваться многолетним опыта Запада. Однако, несмотря на то что уже более года отрасль функционирует в соответствии с законом о микрофинансировании, сегментирование МФО по трем направлениям развития рынка с точки зрения продуктовой линейки является лишь номинальным, законодательного же четкого структурирования рынка пока не предусмотрено. И это, как мы видим из примера с Почтой России, негативно отражается на всей отрасли.
Смещение границ и смешение понятий приводит к возникновению спорных ситуаций, отрицательно влияющих на рынок. Некорректно сравнивать займы до зарплаты, отличающиеся краткосрочностью, высокой ставкой и самой маленькой в отрасли суммой кредита, с более долгосрочными и дешевыми займами на потребительские нужды. Кому-то необходима маленькая сумма, чтобы дожить до зарплаты, а кому-то — более существенные заимствования на более дорогостоящие товары или услуги. В реальности же каждый из этих займов, если погашать его в срок и использовать для решения действительно неотложных проблем, — полезен, полноценен и востребован. А каждый продукт, востребованный потребителем, имеет право на существование, но нужно называть вещи своими именами. Надо понимать, что в связи с разницей в сроках и суммах займа возникают разные риски и, как следствие, формируются разные ставки по продукту. Для дальнейшего цивилизованного и качественного развития просто необходимо внедрение разграничений внутри отрасли и выделение PDL в отдельный сегмент. Надо открыто признавать, что самые большие проблемы микрофинансовой отрасли связаны именно с этим сегментом, здесь сосредоточено наибольшее количество игроков и наибольшее число фирм-однодневок.
Для развития каждого сегмента отрасли требуются специальные правила игры. Более четкое структурирование рынка будет способствовать формированию у потребителей правильного понимания микрофинансового продукта и создаст возможность для полноценного регулирования рынка и рисков, которые отличаются как по своему составу, так и по методам их предотвращения и контроля. Для компаний, работающих на рынке PDL-займов, наиболее критичны такие требования: обязательное раскрытие информации о стоимости займа, установление минимальной величины уставного капитала, введение обязательного аудита, а также запрет на применение упрощенной системы налогообложения и невозможность заниматься другими, кроме микрофинансирования, видами деятельности. Это позволит оградить отрасль от нечестных игроков и будет способствовать обеспечению наиболее прозрачных и открытых отношений с клиентом. И, следовательно, будет содействовать цивилизованному развитию рынка в целом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции