ЦБ РФ выпустил новую форму (№ 0409258) для подготовки банками отчетов о мошеннических инцидентах с картами. Первый раз «сдать карты» банкирам поручено в мае. Портал Банки.ру выяснял, готовы ли к этому карточные игроки и поможет ли эта «сдача» бороться с мошенниками.
Русские люди ко всему привычны
Российским банкирам не привыкать к отправке регулятору самых разных отчетов, в том числе посвященных мошенническим инцидентам. Летом прошлого года Банк России уже распорядился о том, что банкирам следует уведомлять его об инцидентах, связанных с «вредоносным кодом» и мошенничеством в системах интернет-банкинга. Была создана соответствующая форма отчетности (№ 0403203), которой предусмотрена отправка данных о переводах денежных средств лицами, «не обладающими правом распоряжаться ими»; о подмене настоящих платежных поручений, созданных в интернет-банке, на фальшивые, с мошенническими реквизитами и измененными суммами; о краже конфиденциальной информации; прочих явлениях, приведших к сбоям (более чем на два часа) в онлайн-операциях и к хищениям в системах ДБО.
Новая форма, придуманная Банком России (№ 0409258), подразумевает отправку дополнительных данных — о карточном мошенничестве. Причем о любых его разновидностях — от установки скимминговых устройств в банкоматах до кражи карточных данных в торговых сетях и использования карточных данных для неправомерных платежей в обычных или онлайн-магазинах. В отчет придется включать и данные об инцидентах за пределами России, если в них участвовали карты, эмитированные российским банком.
Отчетом по карману не ударить
Портал Банки.ру выяснил, что новой формой отчета российских банкиров не напугать. К подобному шагу регулятора многие игроки были давно готовы.
«У нас уже есть опыт предоставления аналогичной отчетности согласно указанию ЦБ РФ 2831-У (имеется в виду прошлогоднее распоряжение регулятора об отправке ему данных о мошенничестве в системах ДБО. — Прим. ред.)», — подтвердил готовность банков к новому этапу сотрудничества с регулятором начальник отдела информационной безопасности УБРиР Виктор Середницкий. По его словам, подготовка отчета по новой форме не требует привлечения дополнительных затрат на корректировку бизнес-процессов и элементов IT-инфраструктуры. «Единственное, что потребуется, — это регламентация порядка сбора и предоставления сведений для отчетности между взаимодействующими подразделениями», — уточнил Середницкий.
«Это совсем не затратно», — соглашаются в пресс-службе Банка24.ру. В кредитной организации пояснили, что данные о карточном мошенничестве здесь отслеживали и раньше. Раз уж такой информацией заинтересовался регулятор — ее будут пересылать куда следует. Все бизнес-процессы для этого готовы, никаких дополнительных IT-решений не потребовалось. «Формированием отчетности будет заниматься один человек», — похвастались отлаженностью бизнес-процессов в екатеринбургской кредитной организации.
Хуже не будет?
Но вот в то, что подобные отчеты помогут бороться с мошенничеством, в Банке24.ру почему-то не верят. «Такие меры вряд ли помогут, ведь для того, чтобы бороться с этой ситуаций, нужно выстроить взаимоотношения между всеми банками для быстрого обмена информацией в случае необходимости. К тому же важно решать эти проблемы при поддержке правоохранительных органов, но, к сожалению, даже до возбуждения уголовного дела доходит редко», — комментируют в Банке24.ру.
В другой уральской кредитной организации — УБРиР — настроены более оптимистично. «Подобные отчеты позволяют оценить масштабы хищений, более детально проанализировать ситуацию с целью правильного принятия решения о противодействии мошенничеству не только на уровне ЦБ, но и на уровне федерального законодательства», — надеется Виктор Середницкий.
Среди игроков рынка есть определенные опасения, что данные, отправленные банками регулятору, будут по-разному отражать реальную ситуацию — в зависимости от того, какой банк их подготовит. Мало того, есть и такое мнение: тем, кто предоставит наиболее полную информацию о мошенничестве, может и непоздоровиться — если регулятор заподозрит таких игроков в халатном подходе к обеспечению безопасности.
А вот в СДМ-Банке верят в лучшее. «Речь не идет о том, что регулятор хочет применять какие-то санкции по отношению к банкам, у которых зафиксирован наибольшее число мошенничеств», — обнадеживает коллег директор департамента розничного бизнеса СДМ-Банка Денис Давыдов. По его мнению, количество мошеннических инцидентов прямо пропорционально размеру сети, и, скорее всего, Центробанк планирует получать наиболее точные статистические данные для верной оценки масштаба бедствия. «Сейчас банки находятся в положении догоняющих по отношению к мошенникам, которые придумывают все новые и новые способы нелегального получения средств. Вероятнее всего, по результатам такого мониторинга ЦБ будет предлагать банкам какие-либо более совершенные защитные схемы», — предположил Давыдов.
Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru