Более ста депутатов Госдумы обратились в Конституционный суд с просьбой проверить законность решения о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Представитель КПРФ отметил, что пребывание в ВТО «является злом для страны», в частности для ее экономики, промышленности, конкурентоспособности и продовольственной безопасности. С этим высказыванием я совершенно не согласен. Я вижу много плюсов в том, что Россия стала участницей ВТО, но не надо отрицать того, что, вступая в эту организацию, мы действительно бросили вызов нашей экономике. Этот призыв депутатов, на мой взгляд, не больше чем просто популистский шаг.
Мы 18 лет вели переговоры, чтобы вступить в эту организацию, и я считаю, что этот шаг был даже запоздалым. Но как зима всегда наступает для коммунальщиков внезапно, так и вступление России в ВТО для многих ведомств и министерств оказалось таким же неожиданным.
Давайте посмотрим на вещи, которые у нас дома, на вещи, которые на нас надеты, — сколько из них сделаны в России? Товары отечественного производства будут в меньшинстве. Я не отрицаю тот факт, что находиться во Всемирной торговой организации для России сложно, но это, наоборот, должно подталкивать нас к развитию собственных производственных возможностей. Безусловно, в некоторых секторах конкурировать просто невозможно, но ведь их не так много.
Разговоры о том, что в этой организации мы не можем защищать свои сектора, — это всего лишь мифы. В рамках ВТО есть достаточно инструментов, применение которых позволит нам поддерживать целые отрасли. К примеру, Минсельхоз признал три четверти территории России непригодными для ведения сельского хозяйства: в перечень неблагоприятных для сельского хозяйства попали 63 из 83 субъектов. Список расширили для того, чтобы неблагоприятные регионы могли без ограничений получать господдержку: чем больше регионов, которые считаются неблагоприятными для ведения сельского хозяйства, тем большим может быть их дотирование, разрешенное правилами ВТО. И таких лазеек очень много.
Если мы хотим вести изоляционную политику, стать Северной Кореей, решать все вопросы самостоятельно, ничего не согласовывать с мировым сообществом — нам надо выходить из ВТО. Если мы изолируемся, то многие товары перестанут поступать на наш рынок, таким образом, и конкуренции не будет. Например, мы можем запретить продажу иностранных автомобилей, от этого продажи российского автопрома просто взлетят. Можно даже новые модели не выпускать и на старые поднять цену, но, несмотря на это, спрос на них не упадет. Но это путь в никуда.
Если бы мы изолировались раньше и не привлекали бы к себе зарубежных автопроизводителей, то остались бы на прежнем уровне, а сейчас я вижу развитие, хотя, безусловно, наши машины далеки от совершенства и нам есть над чем работать. Многие известные мировые компании производят здесь свои автомобили, что опять-таки дает рабочие места и опыт.
Выходить или не выходить из ВТО? Мы должны четко решить, чего хотим. Если Россия хочет стать частью мировой экономики, то для нас членство во Всемирной торговой организации необходимо.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции