В этой статье мне хотелось бы поделиться опытом применения альтернативного способа сохранения и приумножения сбережений — вложения в акции российских компаний.
Экономика, вопросы инвестиций, приумножения и сохранения сбережений меня заинтересовали довольно рано, еще в школе. Мой первый опыт инвестирования, к сожалению, оказался неудачным. В 1998 году я, по совету знакомых, профессионально занимавшихся ценными бумагами в банке, вложила тысячу долларов в ГКО. В то время я училась банковскому делу на факультете экономики и управления Уральского государственного технического университета и, конечно, намеревалась работать по специальности в банках. Но моим чаяниям после 1998 года сбыться было не суждено. В то время в финансовом секторе, особенно в сфере инвестиций, вакансий было крайне мало. С трудом удалось найти работу лишь в отделе бухгалтерии по учету операций с ценными бумагами банка. Однако жизнь не стояла на месте — меня заинтересовала идея собственного бизнеса. Попробовала силы в ИТ-бизнесе, организовав свою компанию. А по мере накопления собственных сбережений все чаще и чаще задумывалась о том, как грамотно ими управлять. Итак, в 2004 я вернулась к инвестированию, но уже в качестве «частника», что позволило мне, во-первых, стать собственником бизнеса, а во-вторых, приумножать и сохранять свои сбережения.
В последние годы я в основном инвестирую в акции. При этом рассматриваю возможность покупки маленькой части отличной компании, которой хотелось бы владеть. Когда мои расчеты показывают, что рыночные цены акций завышены, частично или полностью размещаю свои сбережения под фиксированную доходность (проценты), так как для меня главное — это все же сохранение средств.
Минимум пять компаний
Я пока не очень хорошо разбираюсь в высокодоходных облигациях (прибыль по которым выше, чем мой процент по вкладу), поэтому в качестве инструмента фиксированной доходности использую рублевый депозит в надежном банке, руководство которого лично знаю. В акции я вкладываю от 0 до 90% своих сбережений, в зависимости от степени недооценки интересных компаний. (Недооценка — это разница между ценой, которая, по моим подсчетам, должна быть установлена на акции компании, и той ценой, по которой их продают на рынке. Эту разницу я еще называю дисконтом).
Если не могу найти хотя бы пять хороших компаний с дисконтом в цене минимум 30%, предпочитаю получать фиксированную доходность (проценты) от своих сбережений на вкладе в надежном банке. Минимум пять компаний — это мое правило диверсификации («не храни все яйца в одной корзине»). К тому же Питер Линч считает такое количество компаний оптимальным для частного инвестора. Другое правило — в одну компанию вкладывать не более 20% своих сбережений.
Опцион — страховка для инвестора
Из инструментов срочного рынка (фьючерсов на акции и опционов на фьючерсы) наиболее привлекательными для инвестиций мне кажутся опционы, так как они страхуют инвестора от рыночного риска значительного снижения капитализации компаний. Сейчас начала думать о приобретении облигаций. Полагаю, что через несколько лет доходность по ним будет более высокой, чем сейчас. Почему? Во-первых, наша экономика приближается к пику бизнес-цикла, для которого характерен рост процентных ставок по облигациям. Во-вторых, МВФ прогнозирует дальнейшее повышение ставки рефинансирования ЦБ РФ с 2008 года, что также свидетельствует о долгосрочном росте процентных ставок. Кроме того, в 2010—2011 годах в России ожидается отрицательный платежный баланс, а это, в свою очередь, приведет к возможному дефициту и удорожанию денег в экономике.
Во что вложиться?
Есть несколько видов активов, в я которые предпочитаю инвестировать средства. Это облигации и акции российских компаний, недвижимость, металлические счета, валютные и рублевые депозиты в банках, опционы (как страховку от рыночных потрясений).
Оценивая свои успехи при инвестировании в акции могу сказать следующее. Во-первых, я укрепилась в своей способности самостоятельно принимать решения. Во-вторых, получила стабильную доходность (в среднем более 30% в год). Дело в том, что капитализация выбранных мною компаний росла быстрее, нежели индекс ММВБ. А это косвенно доказывает правильность моего выбора.
В известные мне ПИФы и ОФБУ пока средства не вкладываю. Несмотря на свое экономическое образование, я так до конца и не понимаю, что они делают. И, к сожалению, не имею возможности должным образом наблюдать за тем, как их управляющие будут распоряжаться моими сбережениями. К тому же я зачастую не согласна с их выбором компаний для вложения в акции или облигации. Но если вдруг обнаружу по-настоящему «звездную» команду профессионалов, которым буду не просто доверять, но и восхищаться, без колебаний передам в управление свои сбережения.
Лучшие бумаги — российские бумаги
Я не рассматриваю вложения в иностранные компании (через акции или облигации). Россия — земля моих предков, я здесь выросла и живу, и мне милей вкладывать свои сбережения в хорошие российские компании (их не много, но они есть, что бы ни говорили иностранцы про клептократию в РФ), я верю в будущее России (это и мое будущее) и хочу внести свой скромный вклад в становление Родины через поддержку, на мой взгляд, эффективных компаний. Да и сомневаюсь я в своей способности качественно анализировать иностранные компании.
В США котируется более 3 тыс. акций публичных компаний. Выбрать из 3 тыс. компаний 20 лучших в десятки раз сложнее, чем из 300. Тем более, что в РФ публичными, как правило, являются крупные игроки, занимающие ведущие позиции в своих отраслях и секторах. То есть в РФ саму публичность можно рассматривать как конкурентное преимущество, упрощающее доступ к рынку капитала (пример: «Армада», «Синергия» — единичные представители своих отраслей на фондовом рынке; эти компании имеют возможность привлекать капитал по более выгодным условиям, в том числе через выпуск акций, по сравнению с их не публичными собратьями).
Кроме того, находясь за пределами страны, сложно адекватно понимать, что в ней происходит. Например, аналитик Morgan Stanley всерьез опасался революции в России в 2005 году, что меня как аборигена очень удивило. Думаю, и я буду столь же неадекватна в оценке политических и экономических реалий США. Живя в России, потребляя продукцию российских компаний, я кожей ощущаю, что происходит в стране, как идут дела у компании, и даже поход в магазин помогает мне определить: пользуется ли спросом продукция интересуемой компании.
Здравый смысл
При принятии инвестиционных решений я пытаюсь использовать не только фундаментальный анализ, но и здравый смысл. Например, выбирая акции, рассматриваю компанию с точки зрения предпринимателя, планирующего ее приобрести. Меня интересует ее конкурентные преимущества, стабильность получения прибыли, качество менеджмента, положение дел в отрасли. Предпочитаю так называемые нециклические компании — те, спрос на продукцию которых неизменно высок, например, производители продуктов питания, а их стоимость оцениваю преимущественно методом DCF (дисконтирования денежных потоков). За основу своей инвестиционной стратегии я взяла принцип инвестирования «цена-стоимость», сформулированный Бенджамином Грэхемом в книге «Разумный инвестор».
Подушка безопасности
Но подобная деятельность невозможна без соблюдения «техники безопасности». Я выработала для себя следующие правила риск-менеджмента.
Запрещенные действия:
1. Спекуляции на прогнозировании рыночной цены акций, облигаций, других видов активов
2. Шорт (продажа ценных бумаг, обычно акций, взятых взаймы у брокера).
3. Заем денег для вложений в акции, так как доходность по ним никем не гарантирована и заранее не известна, в то время как кредит нужно погасить с определенными процентами к определенному сроку.
Обязательные действия:
1. Значительное превышение (например, в 1,5—2 раза) доходности выбранного актива по сравнению с альтернативными вариантами.
2. Разумная диверсификация — (5—10 акций или облигаций) без потери качества. Частному инвестору безопаснее вкладываться в те компании, в которых он уверен. Лучше вложить в 5 компаний, в которых Вы разбираетесь и уверены, чем в 10 компаний, но которых изучили поверхностно. Уверенность происходит из тщательного анализа деятельности. Обычно одному человеку сложно изучить и отслеживать деятельность больше 10 компаний без потери качества анализа.
3. Ведите для себя журнал, в котором вы будете записывать: что, когда, на какую сумму вы купили или продали и по каким причинам. Это поможет вам потом работать над своими ошибками.
4. По возможности хеджирование (страхование от) рыночного риска.
Мои учителя
Всегда помню советы уважаемых инвесторов:
«Не спрашивайте парикмахера, стоит ли Вам стричься», Уоррен Баффетт.
«Рассматривайте акции компаний как свидетельства о частичной собственности на бизнес компании», Бенджамин Грэхем.
«Чтобы быть разумным, инвестирование должно напоминать обычный бизнес», Бенджамин Грэхем.
«Не позволяй никому другому заниматься твоим бизнесом, кроме случаев когда ты, во-первых, можешь наблюдать за его деятельностью с должным вниманием и пониманием или, во-вторых, у тебя есть чрезвычайно важные причины быть уверенным в его честности и способностях», Бенджамин Грэхем
На своем опыте уяснила: делая инвестиции, необходимо осознавать пределы своей компетенции. Необходимо также запрещать себе вложения в то, что не понимаешь и не можешь оценить. Например, я не в состоянии предсказывать рыночные колебания акций, индексов, цен на фьючерсы на сырье. Поэтому не занимаюсь спекулятивными операциями, в основе которых лежит предсказание поведения рыночных цен. И вам не советую.