Отказ без объяснения причин

Дата публикации: 12.05.2008 11:16
26 541
Время прочтения: 4 минуты
А я, коллеги, всё о своём — о потребителях банковских услуг, о простых кредитующихся. А всё потому, что вопросы, которые они задают мне, себе, вам, наконец, порой не находят ответа. Вот, например, приехала в гости знакомая, доктор из Тульской области. И посетовала на то, что добиралась ко мне, на запад Подмосковья, с шестью пересадками. Самое страшное ‬- это доверить свою жизнь водителю маршрутки, лихо носящемуся взад-вперёд по скоростному и от этого ещё более опасному Симферопольскому шоссе. «Была бы машина, я бы потихоньку и сама до тебя доехала», — сообщила она. Так в чём же дело, какие проблемы с покупкой недорогого, но надёжного авто? Неужто в Туле нет банков, которые давали бы кредит на покупку машины?

Оказалось, что проблема ровно в том, что кредит решил на себя оформить её муж — как глава семьи и обладатель заветной справки 2-НДФЛ со вполне приличной зарплатой. Только вот зарегистрирован он аж в Серпухове. А Серпухов, коллеги, это уже Московская область. А подмосковная прописка, как оказалось, для тульского банка повод, чтобы не выдать кредит. Не зная этого, друзья примерно восемь раз ездить из Тулы в Серпухов, а из Серпухова в Тулу, получили двенадцать отказов, пока, наконец, одна добрая банковская сотрудница (угадайте, кто) не посоветовала им взять кредит в автосалоне.

Мои же наивные приятели были уверены, что надо сначала попросить денег у банка, а потом уже бежать в автосалон, платить свои и ещё добавлять банковские. Откуда такая «тьма Египетская»? Вроде бы все рекламные кампании крупных банков прошли жёсткое и полное маркетинговое обследование — фокус-группами выступали не только топ-менеджеры и владельцы, но и реальные потребители. Кстати, в автосалоне без проблем помогли оформить все документы, и уже на следующей неделе я жду гостей на новом автомобиле.

Уже на фоне хеппи-энда пришла горечь осознания: проблема не в том, чтобы обойти пару десятков банковских офисов, а в том, что очень неприятно, вернее, ОЧЕНЬ ОБИДНО получать немотивированный отказ. Видите ли, по законам банк имеет право не выдавать кредит без объяснения причины. Если вы, скажем, тумбочку покупаете, то вам вряд ли в магазине откажут в её покупке просто так, потому как эта процедура — публичный договор. Есть критерии, по которым тумбочку меняют на деньги, но, правда, можно её потом обратно махнуть. При «покупке денег» тоже есть критерии. Но вот какие из них послужили причиной отказа, вам никто не скажет. Получается, что в первом и во втором случае система взаимодоговоренностей работает по-разному. Простому неюристу и небанкиру понять всю тонкость коллизии очень трудно.

Законодательно же закрепленное право банка отказывать клиенту в выдаче кредита без объяснения причин первому только на руку: не нужно никаких лишних драматичных слов, отказал — и всё тут. А клиент ходит в недоумении: сначала банк его долго зазывал, уговаривал взять кредит, с каждой рекламы махал рукой — мол, заходи, гостем будешь. Человек решился, у него белая стабильная высокая зарплата, две дачи, прописка, не привлекался, не употребляет — всё ровно так, как требует кредитная организация. Но она ему почему-то даёт от ворот поворот… И без комментариев… Это всё равно, что прийти в дорогой магазин за покупкой и быть оттуда выставленным — фейс-контроль мифический не прошёл. Сразу возникает вопрос: что делать? Перекрасить волосы, поменять мужа, работу, квартиру, национальность? А может, банк обманывает? Может, он отчитывается не по количеству выданных кредитов, а по количеству рассмотренных заявок? Много версий о причинах банковских отказов ходит в народе. И все пересуды приводят к одному: среди клиентов нагнетается страх и крепнет уверенность, что банку доверять нельзя. А это взаимное недоверие отнюдь не приводит к развитию дальнейших отношений между банком и клиентом. Потому-то на самом деле и депозитов в нашей стране ничтожно мало. Статистика есть на сайте Banki.ru

Когда банк «ТРАСТ» отказал мне в выдаче дебетовой карты без объяснения причин, я и то несколько расстроилась. Мне с горя показалось, что я не меньше чем во всероссийском розыске. Ну а каков ещё может быть повод не выдавать дебетовую карту? Утешилась в Собинбанке, где карточки сделали буквально при мне. Значит, я ещё не потеряна для общества. Кто-то мне ещё доверяет этот милый пластиковый прямоугольничек с моими же деньгами. И всё-таки рефлексия меня не покидает… Ну почему, почему они отказывают? В чём же эта великая банковская тайна?

Есть мнение, что банки не раскрывают причин отказа, чтобы уберечься от мошенников. Но фокус в том, что мошенники-то как раз умудряются ловко понабрать потребкредитов и потом исчезнуть вместе с деньгами. Я слышала много разных историй об отсутствующем в реальности адресе, прописанном в паспорте (!), о квартирах, в которых даже нет дверей, а уж людей — и подавно. А приличные граждане если и узнают причину отказа, то, скорее всего, будут стараться исправиться, будут тянуться к стандартам добропорядочного и надежного партнёра. Например, если клиент задержал платёж в своей предыдущей кредитной жизни, значит ли это, что кредит ему навсегда заказан и кредитная история его замарана ныне, присно и во веки веков? Ведь если будет список причин для отказа, то и обращаться будет меньше народа. И ошибок в выдаче будет меньше. Или я не права? Может, если не скрывать правду, то и вас перестанут обманывать?

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме