В пятницу в «Ведомостях» вышел трактат председателя правительства Дмитрия Медведева под символичным названием «Время простых решений прошло». Вся статья — рассуждения на тему: «А я ведь говорил, что кризис будет!». Но мы, мол, тоже с усами, вот в 2008 году справились — и теперь справимся. Экс-президент последовательно объясняет, что государство предпринимало тогда, какие проблемы есть сегодня и какой пилюлей нас будут лечить завтра.
«Считаю, что защита частной собственности и (защита) конкуренции остаются нашими безусловными политическими приоритетами», — пишет председатель правительства. И не инвестируют в Россию, в общем-то, не по экономическим соображениям, а
Дело в том, «что многие чиновники, судьи, сотрудники полиции (хотя, конечно, далеко не все) до сих пор считают, что государственная собственность (а значит, и государственные компании) обладает особыми правами на защиту. Несравненно большими, чем частные лица. А последние преследуют исключительно личные интересы, а потому подозрительны и должны находиться под жестким контролем».
Ярким примером такого усердия чиновников Дмитрий Анатольевич считает ситуацию в банковской системе. «На долю пяти крупнейших банков, прямо или косвенно контролируемых государством, приходится 56% депозитов граждан и 53% кредитного портфеля экономики в целом. Они имеют очевидные преференции со стороны государства, в том числе и государственных компаний, и пользуются его практически нелимитированной поддержкой. А почти тысяча банков не имеют возможности полноценно встроиться в систему государственной помощи. Результат — снижающийся уровень конкуренции на финансовом рынке [отсутствие серьезных региональных банков] и высочайшие процентные ставки, ограничивающие предпринимательскую и инвестиционную активность», — возмущен Дмитрий Медведев. Ну и, конечно же, следом был пассаж о недопустимости подобного произвола: «Такого нет ни в одной стране с продвинутой правовой и политической системой. И от этого положения дел надо избавляться, если мы рассчитываем стать конкурентоспособной страной с развитой экономикой».
Вот интересно, а как правительство собирается избавляться от засилья Сбербанка и ВТБ? И вообще, это возможно сделать на такой стадии развития рынка?
У Медведева же все просто: «Ключевые направления работы ясны. Это значительное улучшение предпринимательского климата. Это активизация национального капитала и значительный приток иностранных инвестиций. Это меры по технологическому перевооружению экономики. Это новая политика на рынке труда».
А как же насчет доступа банков к дешевым бюджетным деньгам? Об этом ни слова. А как насчет совершенно нерыночных механизмов управления мегарегулятора — диктовать банкам приемлемый уровень ставок по депозитам и теперь уже кредитам?
И во что в конечном итоге выльется грядущее ужесточение по размеру капитала банков?
Об этом ни слова. Но, будь я банкиром, я бы обрадовалась, прочитав трактат Дмитрия Медведева. Главное — в планах правительства новых грандиозных задач по управлению банковским сектором не предвидится, в отличие от пенсионных фондов. За тех взялись по полной программе. Под соусом «наведения порядка» заморозят полтриллиона рублей новых пенсионных начислений в ВЭБе да закроют три четверти компаний. В итоге останутся все те же госкомпании на рынке: НПФ Сбербанка, НПФ ВТБ, «Газпрома», РЖД… И опять — вот тебе госмонополия на рынке, и как же так вышло-то?!! По-другому, как ни крути, у правительства действовать не получается. Взращивать частный бизнес не хотят или просто не умеют: ведь мышление-то советское. Вот и получается, что чем меньше государство обращает внимания на отрасль, тем для нее лучше.
Хорошо, что хоть в стабильности банковской системы правительство уверено. По мнению Дмитрия Анатольевича, банковская система в 2008 году продемонстрировала свою устойчивость, не без помощи государства, конечно. Так что впереди все тот же привычный курс ЦБ: переход к таргетированию инфляции и плавающему валютному курсу, которые якобы будут «способствовать появлению в России по-настоящему длинных денег».
Что ж, и на этом спасибо, как говорится.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции