Одно из нововведений последнего времени, которое вызвало столько обсуждений и эмоций, — поправки в 9-ю статью закона «О национальной платежной системе». Диаметрально противоположные мнения банкиров, опасения относительно активизации мошенников, сбор информации о клиентах, неподтвержденные сведения о возможной блокировке карты, если у банка нет контактной информации клиента… Все это наложилось на «борьбу» сотовых операторов с СМС-спамом, информацией о повышении тарифов. В общем, интрига была закручена круче некуда. Со времени введения поправок в действие прошло полтора месяца, и уже можно подвести некоторые итоги.
Главный итог — большое число банков в том или ином виде реализовали некий интернет-сервис, который позволяет просматривать информацию о совершенных операциях, не прикладывая каких-то особых усилий. Хорошо это или плохо? Видимо, хорошо. У клиентов появился еще один простой и удобный канал получения информации. Вопрос в том, насколько он востребован. По моим ощущениям, те, кто активно пользуется картой как средством платежа, к этому инструменту обращаются как минимум редко, если не обращаются вовсе. Люди предпочитают старые добрые СМС-сообщения вне зависимости от стоимости этой услуги, поскольку сумма невелика — несколько десятков рублей. Или пользуются привычным интернет-банком. Те, кто в день зарплаты просто снимает все с карты подчистую, и раньше не особо интересовались, что происходит с их счетом.
Недавно Центробанк выпустил разъяснения по применению 9-й статьи. Регулятор, на мой взгляд, поступил разумно, не став ограничивать банки (и клиентов, конечно, тоже) в способах выбора каналов информирования. Разрешен и платный способ, который клиент волен выбрать по своему усмотрению (при этом должен быть и альтернативный бесплатный вариант).
Еще одно важное уточнение от ЦБ: закон об НПС не определяет момент, в который уведомление об операции с использованием электронного средства платежа считается полученным клиентом. Наверное, это логично. Есть большое количество способов доставки информации до клиента. И поэтому банк не может нести ответственность за бесперебойную работу каждого из них. В своей предыдущей колонке я писала про смену оператора с сохранением номера одним из наших клиентов. На протяжении некоторого промежутка времени он не получал сообщения от нашего банка, в том числе и о совершенных операциях. Недоработки банка в том, что СМС не приходили, нет.
Таким образом, по крайней мере на данный момент можно сказать, что статья 9 закона стала более приближенной к реальной ситуации. Банки создали еще один канал информирования, в значительной степени обновили базы данных клиентов, изменили большое количество документов, провели много другой сопутствующей работы. Но, конечно, без желания держателя карты быть в курсе происходящего с его счетом донести до него информацию невозможно.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Сбств, на моей памяти Ибирь об этом писАл в темах о 9 статье, как минимум, с полгода. Однако, как говорится, "не бывает пророк без чести..."
Беспредметная статья из серии “хроника пикирующего бомбардировщика”.
В чем актуальность и польза статьи, если а) Россия –это страна преимущественно наличных платежей, б) Россия –страна с “теневой экономикой, в) Россия – страна непрекращающихся “глюков” на банкоматах и в интернет банкинге г) в банкоматах только крупные купюры? Похоже, что 50 и 100 рублевые купюры УЖЕ изъяты из обращения. Про 10 рублей и говорить нечего. Да и вообще, в стране заканчиваются деньги. Пластиковые карты годятся преимущественно для получения зарплаты, если вы еще имеете работу, или пенсии. И то, зарплатные карты НАСИЛЬНО навязываются людям, особенно Сбербанком. Банкоматная сеть Сбербанка, да и других “гигантов” самая ненадежная и допотопная. Еще в памяти скандал, когда главный банк страны и иже с ним были не в состоянии отличить кустарные “пятитысячные купюры” , отпечатанные на обычной, без “водяных знаков” бумаге с рукой наклеенной металлополосой.
Лично я делаю как догадывается автор, в день зарплаты я снимаю с карты все под чистую, что и вам желаю.
Давно не использую кэш, кроме как для чаевых в ресторанах и на заправках. Зачем он нужен еще? Пластиковые карты годятся для оплаты любых платежей и получения бонусов за это. Мобильный банк отлично работает, ни единого сбоя (выбирайте нормальный банк, а не Сбер и будет вам счастье)
О чем это вообще?
Была в свое время байка Жванецкого об "интересной внутренней жизни на пылесосном заводе" при том, что нормально пылесосы как не работали, так и не работают.
Канал как был, так и остался, нового ничего не появилось.
Что новое - появились ДРАКОНОВСКИЕ условия отказа от возврата украденного при не выполнении суточного срока уведомления банка (порой только и исключительно при личной явке в отделение банка).
В связи с этим представляется полностью обоснованным мнение - по новому закону возмещение за украденное у банка получат только и исключительно жулики, способные преодолеть все формальные рогатки на пути честных клиентов, установленные правилами банков, усиливших и так непомерную драконовость 161-ФЗ.
Так что первое впечатление - "за что боролись, на то и напоролись". Но это с точки зрения клиента.
Банки же как всегда в шоколаде.