Современные банкоматы не должны быть слишком универсальными — им лучше безупречно выполнять свои классические функции. Есть достаточно других устройств и способов для проведения финансовых операций.
Современные банкоматы могут выполнять самые разнообразные функции. Помимо своей изначальной задачи — выдачи наличных и предоставления информации о доступном лимите на карте, сейчас они обеспечивают переводы с карты на карту, дают возможность поменять ПИН-код, оставить заявку на кредит. Более того, банки используют банкоматы для предоставления каких-то персональных предложений. Мол, дорогой Иван Иванович, ты можешь прийти в офис, и там тебя ждет спецпредложение — кредит с пониженной процентной ставкой. Есть у банкоматов и функция оплаты услуг операторов мобильной связи, коммунальных платежей. Мы в банке сделали так, что при проведении любой операции банкомат будет приветствовать человека лично. На экране будет высвечиваться: «Здравствуйте, уважаемый Иван Иванович!». Более того, банкомат даже поздравит клиента с днем рождения.
Пополнить вклад через банкомат сложнее, но это тоже можно сделать. Проблема в том, что банкомат — несколько другое устройство, чем терминал. Ряд функций, которые есть в платежных терминалах, в банкоматах реализуются с большим трудом и со значительными затратами либо вообще не могут быть реализованы.
Поэтому возникает естественный вопрос: зачем банкомату быть таким «универсальным солдатом»? На мой взгляд, на сегодняшний день это не нужно. Изначально банкомат был предназначен для определенной функции — проведения операций с наличными купюрами. Но такой большой объем операций, которые сейчас могут проводиться в банкоматах, едва ли остро необходим. Все это можно сделать с помощью мобильных устройств через интернет-банк и различные мобильные приложения, когда клиент совершает безналичные платежи или получает спецпредложения от банков, не отходя от рабочего места или вообще по дороге на работу.
В банкомате может быть заведено 100 получателей платежей. Но реально пользуются спросом только платежи в пользу «большой тройки» телекоммуникационных компаний — «Билайна», МТС и «Мегафона». На все остальные приходится минимальный процент от общего количества операций. И банки не рассматривают платежи через банкоматы как источник получения сколь-либо существенной прибыли. Да и этот сервис сейчас становится все менее актуальным. С учетом роста количества устройств и способов, которые предлагаются для проведения финансовых операций, банкам логично более активно работать именно в этом направлении.
Большинство жалоб людей — «не работает банкомат», «зажевал купюру», «не возвращает карту» — как правило, вызваны проблемой качества связи. Когда банк устанавливает банкомат, где бы это ни происходило, он все равно вынужден ориентироваться на устройства связи, которые есть непосредственно в этом здании. Банк ориентируется на возможности, которые предлагает арендодатель. Если арендодатель не готов предоставить стабильный канал связи, банк вынужден идти, например, по пути установки GPRS-модемов. То есть фактически банкомат работает с помощью мобильной связи, а она, как мы с вами знаем, не всегда стабильна. Обрывы могут случиться непосредственно в момент проведения операции клиентом. Перебой на какую-то долю секунды приводит к тому, что карта застревает или деньги не выдаются.
Да, бывают случаи, когда клиент отвлекся сам и банкомат по тайм-ауту карту затянул или не выдал деньги. Но в подавляющем большинстве случаев виновата именно связь, а делать стационарный канал во всех местах слишком дорого.
Так что не стоит перегружать банкоматы дополнительными функциями. Снятие наличных однозначно остается главной функцией пользователей банкоматов в России. Это более 90% от общего количества всех операций. На втором месте по количеству, а не по суммам — платежи в пользу «большой тройки». Поэтому пусть лучше банкоматы хорошо делают то, что они должны делать.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Банкомат должен иметь функцию "восстановления" после сбоя связи (или сбоя пистания, или иных любых заминок)!
Т.е., например, через полчаса после восстановления связи выдать неизвестно кому деньги.
Ваши бы слова, госпожа вице-президент, да руководству остальных банчков в ухи.
Банкомат должен выдавать наличные с вероятностью сбоя не выше чем у системы наведения СС-20 "Сатана".
Остальные функции - от лукавого.
При этом снятие небольшой суммы денег никогда не занимает больше 15 - 20 секунд и конечно должно делаться отдельно от остальных операций.
Не нужно безголовостью банковских программистов оправдывать издевательство над клиентами.
Ну потеряна связь? Ну и что - нужно перейти в автономный режим - спокойно завершить операцию как "неудачная" и отпустить клиента с миром и картой, но без денег. Записать операцию в лог и при восстановлении связи сообщить банку о неудачно завершенной операция.
Единственно, что может произойти фатальное - пропадание сети. Так на это есть бесперебойники ценой сотню баксов.
Банкоматы стоят десятки и сотни тысяч бансов. А по "интеллекту" на уровне пищащей куклы Барби.
Советовать пользоваться тремя сотовыми сетями сразу для надежности - это уже банковские программисты точно не потянут. Пара студентов за пару месяцев написали бы соответствующий софт. Но банки на это не пойдут. Безголовые программеры им любее - на уровне постановщиков задач.