Банкомат ХХI века: ничего лишнего

Дата публикации: 29.04.2014 00:00
5 914
Время прочтения: 3 минуты

Современные банкоматы не должны быть слишком универсальными — им лучше безупречно выполнять свои классические функции. Есть достаточно других устройств и способов для проведения финансовых операций.

Современные банкоматы могут выполнять самые разнообразные функции. Помимо своей изначальной задачи — выдачи наличных и предоставления информации о доступном лимите на карте, сейчас они обеспечивают переводы с карты на карту, дают возможность поменять ПИН-код, оставить заявку на кредит. Более того, банки используют банкоматы для предоставления каких-то персональных предложений. Мол, дорогой Иван Иванович, ты можешь прийти в офис, и там тебя ждет спецпредложение — кредит с пониженной процентной ставкой. Есть у банкоматов и функция оплаты услуг операторов мобильной связи, коммунальных платежей. Мы в банке сделали так, что при проведении любой операции банкомат будет приветствовать человека лично. На экране будет высвечиваться: «Здравствуйте, уважаемый Иван Иванович!». Более того, банкомат даже поздравит клиента с днем рождения.

Пополнить вклад через банкомат сложнее, но это тоже можно сделать. Проблема в том, что банкомат — несколько другое устройство, чем терминал. Ряд функций, которые есть в платежных терминалах, в банкоматах реализуются с большим трудом и со значительными затратами либо вообще не могут быть реализованы.

Поэтому возникает естественный вопрос: зачем банкомату быть таким «универсальным солдатом»? На мой взгляд, на сегодняшний день это не нужно. Изначально банкомат был предназначен для определенной функции — проведения операций с наличными купюрами. Но такой большой объем операций, которые сейчас могут проводиться в банкоматах, едва ли остро необходим. Все это можно сделать с помощью мобильных устройств через интернет-банк и различные мобильные приложения, когда клиент совершает безналичные платежи или получает спецпредложения от банков, не отходя от рабочего места или вообще по дороге на работу.

В банкомате может быть заведено 100 получателей платежей. Но реально пользуются спросом только платежи в пользу «большой тройки» телекоммуникационных компаний — «Билайна», МТС и «Мегафона». На все остальные приходится минимальный процент от общего количества операций. И банки не рассматривают платежи через банкоматы как источник получения сколь-либо существенной прибыли. Да и этот сервис сейчас становится все менее актуальным. С учетом роста количества устройств и способов, которые предлагаются для проведения финансовых операций, банкам логично более активно работать именно в этом направлении.

Большинство жалоб людей — «не работает банкомат», «зажевал купюру», «не возвращает карту» — как правило, вызваны проблемой качества связи. Когда банк устанавливает банкомат, где бы это ни происходило, он все равно вынужден ориентироваться на устройства связи, которые есть непосредственно в этом здании. Банк ориентируется на возможности, которые предлагает арендодатель. Если арендодатель не готов предоставить стабильный канал связи, банк вынужден идти, например, по пути установки GPRS-модемов. То есть фактически банкомат работает с помощью мобильной связи, а она, как мы с вами знаем, не всегда стабильна. Обрывы могут случиться непосредственно в момент проведения операции клиентом. Перебой на какую-то долю секунды приводит к тому, что карта застревает или деньги не выдаются.

Да, бывают случаи, когда клиент отвлекся сам и банкомат по тайм-ауту карту затянул или не выдал деньги. Но в подавляющем большинстве случаев виновата именно связь, а делать стационарный канал во всех местах слишком дорого.

Так что не стоит перегружать банкоматы дополнительными функциями. Снятие наличных однозначно остается главной функцией пользователей банкоматов в России. Это более 90% от общего количества всех операций. На втором месте по количеству, а не по суммам — платежи в пользу «большой тройки». Поэтому пусть лучше банкоматы хорошо делают то, что они должны делать.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

a*******@bk.ru
29.04.2014 00:58
Перерыв в связи не должен вести к проглатыванию карты или к невыдаче денег: если это произошло, значит в банкомате использован дурной алгоритм обработки транзакций.
Банкомат должен иметь функцию "восстановления" после сбоя связи (или сбоя пистания, или иных любых заминок)!
0

Bald
29.04.2014 01:05
Anton Mihailovich пишет:
Банкомат должен иметь функцию "восстановления" после сбоя связи


Т.е., например, через полчаса после восстановления связи выдать неизвестно кому деньги.
1

NMichel
29.04.2014 08:00
Современные банкоматы не должны быть слишком универсальными — им лучше безупречно выполнять свои классические функции. ... пусть лучше банкоматы хорошо делают то, что они должны делать.


Ваши бы слова, госпожа вице-президент, да руководству остальных банчков в ухи.

Банкомат должен выдавать наличные с вероятностью сбоя не выше чем у системы наведения СС-20 "Сатана".
Остальные функции - от лукавого.
1

dimon22_g
29.04.2014 10:12
Неужели дойдет до того, что банкоматы будут выполнять только одну свою главную функцию - выдачу денег со счета, которая к тому же еще и самая быстрая? Сейчас реально заколебывает стоять в очереди ради снятия пары тысяч и ждать, пока пять человек оплатят по квитанциям, переведут деньги себе на телефоны и т. п.
При этом снятие небольшой суммы денег никогда не занимает больше 15 - 20 секунд и конечно должно делаться отдельно от остальных операций.
0

auni
29.04.2014 11:14
Bald пишет:
например, через полчаса после восстановления связи выдать неизвестно кому деньги.

Не нужно безголовостью банковских программистов оправдывать издевательство над клиентами.
Ну потеряна связь? Ну и что - нужно перейти в автономный режим - спокойно завершить операцию как "неудачная" и отпустить клиента с миром и картой, но без денег. Записать операцию в лог и при восстановлении связи сообщить банку о неудачно завершенной операция.
Единственно, что может произойти фатальное - пропадание сети. Так на это есть бесперебойники ценой сотню баксов.
Банкоматы стоят десятки и сотни тысяч бансов. А по "интеллекту" на уровне пищащей куклы Барби.
Советовать пользоваться тремя сотовыми сетями сразу для надежности - это уже банковские программисты точно не потянут. Пара студентов за пару месяцев написали бы соответствующий софт. Но банки на это не пойдут. Безголовые программеры им любее - на уровне постановщиков задач.
0

Обучение

Материалы по теме