Микрофинансирование – большой и непрерывно развивающийся рынок. По сути, сегодня это единственный сегмент нашего финансового бизнеса, который продолжает расти. Как и любому явлению, набирающему популярность, микрофинансовой отрасли в ее развитии сопутствуют слухи, мифы и недопонимание.
Микрофинансовый рынок в России представлен двумя различными направлениями – предпринимательскими микрозаймами и микрозаймами для физических лиц. К сожалению, недостаточная информированность общества приводит к тому, что в СМИ и общественном сознании микрофинансирование ассоциируется только с потребительскими займами. Причем даже не со всеми, а только с достаточно узким и специфическим их сегментом – займами до зарплаты.
Навешивание ярлыков на всю отрасль накладывает отпечаток на развитие рынка и в первую очередь на деятельность микрофинансовых организаций, выдающих займы малому и среднему бизнесу. Предприниматели не знают, что могут обратиться в МФО за займами на развитие бизнеса, воспринимая микрофинансирование как инструмент потребительский и при этом очень дорогой. Однако на самом деле предприниматель вполне может взять микрозаем, сравнимый по ставке с банковским кредитом. Зачастую не видят разницы между различными типами МФО и профессиональные финансисты, что мешает им принимать адекватные решения по кредитованию и предоставлению других финансовых ресурсов.
Отсутствие базовых финансовых знаний и умений у граждан – потребителей микрофинансовых услуг является причиной низкой финансовой дисциплины заемщиков. Низкая платежная дисциплина каждого заемщика приводит к общему высокому уровню невозвратов и повышению рисков микрофинансового бизнеса. Именно рост рисков и заставляет микрофинансистов повышать ставки на микрозаймы. Хотя в общественном сознании и бытует ошибочное мнение, что высокий уровень ставок – основная причина невозвратов. Повышение уровня финансовой грамотности россиян способствовало бы снижению рисков МФО и позволило бы устанавливать более низкие ставки.
Низкая финансовая грамотность не только мешает развиваться легальному бизнесу, но и стимулирует нелегальный. Неграмотные потребители с легкостью попадают к мошенникам, чем невольно способствуют росту финансовых пирамид. Такие пирамиды обещают избавление от всех долгов за невысокую плату, но на практике никак не могут помочь в решении проблем должника, а лишь сильнее загоняют человека в безвыходное положение, лишая средств. Злоупотребляют низкой финансовой грамотностью и юристы-шарлатаны, за значительные гонорары составляющие бессмысленные письма в различные инстанции. А обращение к кредитным брокерам и вовсе грозит самому потребителю обвинением в мошенничестве или подделке документов.
Решению этих проблем на данный момент уделяется значительное внимание. На законодательном уровне появляется все больше законов и указаний ЦБ РФ, направленных на раскрытие информации о займе. К тому же появились ограничения штрафов и пеней, что способствует снижению долговой нагрузки. Все эти шаги полезны и для потребителей, и для отрасли. Но регулировать этот вопрос законодательно до бесконечности не представляется разумным, поскольку это может привести к стагнации рынка. К тому же установление все новых ограничений на работу МФО и иных кредиторов грозит снижением доступности финансовых услуг.
Центробанк, институты гражданского общества, участники рынка пытаются повысить финансовую грамотность населения, формируя корректный образ отрасли в СМИ и работая с потребителями услуг: открываются горячие линии, на которые можно обратиться с вопросом или жалобой на действия МФО, выпускаются просветительские печатные материалы. Эксперты проводят уроки в рамках Всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях», а также сами в инициативном порядке.
К сожалению, рост доступности информации о финансовых услугах не означает автоматического повышения финансовой грамотности. Мы вынуждены констатировать, что далеко не каждый потребитель осознает полезность знаний о финансовой сфере и хочет их приобрести. Исправить такую ситуацию, на наш взгляд, помогло бы введение обязательных уроков финансовой грамотности в российских школах и вузах.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
О, как! То есть не сплошной алкоголизм с наркоманией, как представляется неискушённому наблюдателю, а именно "отсутствие базовых финансовых знаний и умений"?
А на первый взгляд представляется, что человек с тремя классами начального образования и психическим здоровьем на уровне, не представляющем прямой угрозы обществу, даже близко не подойдёт к чипкам, гордо именуемым "микрофинансовыми организациями". Ну не может относительно вменяемый человек брать в долг под такие проценты!
Особое удивление вызывают "представители малого и среднего бизнеса", которые кредитуются в МФО. Какая же у них должна быть рентабельность, чтобы умудриться отбить проценты? Нет, есть, конечно, способы... Наркотики там, проституция всякая, игорный бизнес...
Наши чуднЫе граждане создали себе чуднОе и государство. В котором на полном серьёзе пытаются законодательно бороться с "ростовщическим процентом" банков, но развивают откровенно ростовщический бизнес микрофинансовых организаций.
Шизофреники, определённо шизофреники. И ведь, поди, все за рулём, то есть у всех есть справки от психиатра и нарколога.
И обязательно практические занятия по микрокредитованию:
Дети, решите задачу - Вася выдал Пете микрокредит на сумму в 50 руб. до третьей перемены, сколько Петя должен отдать Васе? Сам же Вася взял у Коли 200 руб. до последнего урока в пятницу и должен отдать 300 руб., под какой минимальный процент должен выдавать Вася микрокредиты чтобы остаться с прибылью?
Черного кобеля не отмоешь добела. Действительно, тут есть о чем сожалеть..
Особенно трогательно выглядит это сожаление в отношении профессиональных финансистов и предпринимателей.
Автор действительно считает их настолько глупыми, если пишет что те не связываются с МФО исключительно по незнанию?
свободная продажа оружия...
Нет, конечно кому что ближе, Михаил...
По вашему комментарию видно, что вы знаете о микрофинансах не очень много.
В МФО действительно кредитуется малый бизнес, под нормальные проценты и на достаточно длительные сроки.
МФО бывают разные. Некоторые из них выдают займы до зарплаты, а некоторые займы на развитие бизнеса. Это логично и нормально Для любого бизнеса: есть магазины с колбасой, есть магазины в мебелью. Вы же не пойдете штурмовать Икею за то, что подавились булкой из Магнита...