Учитывая ситуацию на финансовых рынках, уже сейчас имеет смысл приравнять ставку рефинансирования к ключевой ставке. Банк России не должен забыть о доверии вкладчиков, которые сейчас и впоследствии будут формировать систему сбережений страны.
Проявив новаторский подход, Банк России с сентября 2013 года ввел понятие ключевой процентной ставки, ставшей основным индикатором и инструментом его процентной политики. Относительно нее ЦБ стал выстраивать коридор депозитных и кредитных процентных ставок, в то время как ставка рефинансирования приобретала второстепенное значение и, согласно решению ЦБ, должна быть с января 2016 года скорректирована до уровня ключевой. В стабильных условиях решение установить удобный для всех переходный период выглядело совершенно логично, однако на фоне роста волатильности курсов и ставок это может стать проблемой. Проблемой прежде всего для населения.
Переживаемые в последние дни шоки вышли за границы финансового сектора и перестали быть головной болью одних только банков, затронув широкие слои населения. Предпочитая доверять советам «знакомых» и ежедневно накручиваемые с экранов телевизоров, люди бросились «спасать сбережения», снимая рубли с депозитов в банках, конвертируя их в товары, недвижимость или валюту (даже экзотическую).
Доведя в течение 2014 года ключевую ставку до 17% (относительно 5,5% на начало года), ЦБ сохранил ставку рефинансирования на уровне 8,25%, указывая ее в пресс-релизах по итогам совещаний совета директоров «справочно». При этом для целей налогообложения ставка рефинансирования «справочной», естественно, не является. Банки, в ущерб собственной рентабельности и пытаясь заинтересовать население, вынуждены повышать ставки по депозитам, привлекая средства физлиц как относительно длинный актив, по сравнению с краткосрочными ресурсами межбанковского рынка. В ряде случаев ставки доходят и даже превышают уровень в 20%. Это щедрое предложение должно заинтересовать обывателя и отвлечь его от необдуманных решений.
Тем не менее, согласно статье 214.2. Налогового кодекса РФ, доходы в виде процентов, получаемые резидентами РФ по вкладам в банках, облагаются по ставке 35% в том случае, если депозитная ставка превышает ставку рефинансирования Центрального банка РФ на 5 процентных пунктов. Таким образом, размещая средства, например, под 20%, вкладчик получит доход, в составе которого доход по ставке 13,25% — не облагаемая налогом база и доход по ставке 6,75%, который будет обложен налогом по ставке 35%.
Понятно, что суммарный доход даже с учетом налогового вычета будет выше, чем по ставке 13,25%, однако насколько вкладчики осведомлены об этом и будут готовы адекватно на это отреагировать – вопрос.
Банки, как налоговые агенты, удержат соответствующий налог, но для многих частных вкладчиков он станет сюрпризом. Более того, вкладчик должен будет подать налоговую декларацию, отчитавшись о соответствующих доходах. В том случае, если клиент банка «не в курсе» или забудет подать налоговую декларацию вовремя, он обязан будет еще и заплатить штраф. Очевидно, в современных условиях и после того, как многие обожгутся на стоимости гречки, валютных курсах и прочих неприятностях, подобные «сюрпризы» могут в очередной раз негативно отразиться на степени доверия населения к финансовым властям и банкам.
Я не думаю, что вопрос о досрочной корректировке статуса и уровня ставки рефинансирования, не дожидаясь января 2016 года, может стать камнем преткновения для регулятора и законодательной власти. Очевидно также что, несмотря на свою крайнюю занятость вопросами поддержки банковского сектора, ценовой стабильности финансовой системы в целом, Банк России все же не должен забыть о доверии вкладчиков, которые сейчас и впоследствии будут формировать систему сбережений страны.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Зачем же, интересно, декларация, если налоговый агент уже все уплатил? Ведь не подают декларацию работающие по найму, за них все делает работодатель - налоговый агент
Тоже не понимаю, зачем декларация. В 2008-2010 годах получали с женой по валютным вкладам 9,5% годовых, банк перечислял с наших доходов, превышающих 9% годовых, 35% НДФЛ, никакие декларации все три года мы не заполняли - и никаких проблем с налоговой не было. В 2004-2005 годах было превышение по рублям - та же история.
Про законопроект, уже прошедший Думу и СФ, заменяющий порог "ставка рефинансирования + 5" на "ставка рефинансирования + 10" автор, похоже, вообще не слышал. Никого посерьёзнее редакция не нашла?
И раньше не доверял рейтинговым агентствам - сейчас тем более не буду, раз там такие начальники аналитических департаментов.
А вот с этого места поподробнее. Как он называется и где его найти? Хотел бы проследить за судьбой
Совет Федерации в четверг одобрил закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, согласно которым доходы граждан РФ по рублевым депозитам со ставкой до 18,25% годовых освобождаются от уплаты НДФЛ.
Согласно Налоговому кодексу, необходимо уплачивать налог с разницы между ставкой по вкладу и ставкой рефинансирования ЦБ плюс 5 процентных пунктов.
Согласно поправкам, ставка рефинансирования Центробанка в размере 8,25% увеличивается на 10 процентных пунктов в период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года в отношении доходов в виде процентов, получаемых налогоплательщиками по вкладам в банках РФ.
http://ria.ru/economy/20141225/1040089655.html