Борьба за «своего» заемщика

Дата публикации: 31.03.2015 00:00
3 948
Время прочтения: 3 минуты
Автор
Александр Викулин, генеральный директор ОАО «Национальное бюро кредитных историй»
Александр Викулин генеральный директор ОАО «Национальное бюро кредитных историй»
Источник
Banki.ru

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), получающего сведения о кредитном поведении заемщиков от 3 тыс. российских кредиторов, по состоянию на март 2015 года каждый четвертый заемщик (24,88%) имеет опыт обслуживания по кредитным договорам только в одном банке. Два года назад таких заемщиков было больше – 32,13%. В микрофинансовом секторе клиентов, лояльных одному кредитору, – 14,32%.

Эта статистика отражает тенденции розничного кредитования последних лет – рост предложения кредитных продуктов для населения со стороны кредиторов. Добросовестные заемщики с хорошей кредитной историей могли выбирать лучшее предложение от многих кредиторов. И не всегда лучшим кредитором оказывалась та организация, в которой клиент обслуживался ранее. Конкуренция за хорошего заемщика усиливалась как в банковском секторе, так и в микрофинансировании. Это стимулировало кредиторов применять современные инструменты управления клиентским портфелем, разрабатывать программы лояльности и насыщать рынок разнообразными кредитными продуктами.

На фоне продолжающегося общего ужесточения требований к потенциальным заемщикам и, соответственно, снижения темпов кредитования населения банки меняют свои розничные стратегии. Речь идет о переходе от модели экстенсивного развития, ориентированного на максимальный рост клиентской базы, к модели интенсивного развития, заключающегося в ориентации на качество клиентов.

Таким образом, более активная работа с существующим портфелем стала для банков одним из приоритетов. Тем более что, по нашему мнению, именно в этом направлении имеются серьезные резервы повышения рентабельности бизнеса, которые банки до настоящего момента использовали не в полной мере. В первую очередь, такие возможности предоставляет использование более развитых технологий кросс-сейла, то есть перекрестных продаж, реструктуризации задолженности заемщиков и взыскание просроченной задолженности на ранних стадиях.

Важно, что основная часть банков понимает: ситуация на рынке розничного кредитования ставит перед ними новые задачи и требует более тщательной работы с существующими клиентами. Именно поэтому банки все активнее обращаются к передовым и высокотехнологичным продуктам по управлению своими клиентскими портфелями.

Одним из наиболее эффективных инструментов в этой области считается система оперативного мониторинга финансового поведения заемщиков «Сигнал 2.0», разработанная специалистами НБКИ при участии крупных российских кредиторов. Система в режиме реального времени информирует кредитора об изменениях в кредитной истории заемщика, что позволяет кредитору формировать и предлагать заемщикам наиболее востребованные кредитные продукты именно тогда, когда он в них нуждается.

Конечно, в какой-то степени ориентация кредиторов на работу с существующим портфелем несколько ограничивает доступ к кредитованию новых заемщиков, ранее не имевших опыта обслуживания кредитов. Вместе с тем такое таргетирование в состоянии решить часть проблем, острота которых в настоящее время становится все более ощутимой. Во-первых, вернуть в нормальный график обслуживания кредитов должников, имеющих проблемы с исполнением своих обязательств. Во-вторых, обосновать и предлагать более существенные преференции тем заемщикам, которые уже доказали свою добросовестность. Пока модель формирования цены кредита на основе риск-профиля заемщика только набирает популярность у банков. Но в условиях борьбы за клиента она будет применяться все активнее.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

NMichel
31.03.2015 07:54
Одним из наиболее эффективных инструментов в этой области считается система оперативного мониторинга финансового поведения заемщиков «Сигнал 2.0», разработанная специалистами НБКИ при участии крупных российских кредиторов.


Чем врюхивать непотребные деньги в разработку монстрячьего ПО, неизвестной востребованности, не хотел бы руководитель НБКИ направить неуёмную энергию своих подчинённых на исполнение требований отечественного законодательства?

И таки предоставить уже реальную возможность субъектам кредитных историй ежегодно бесплатно получать собственную кредитную историю?

К слову сказать, кредитные бюры ещё ждут эпического пера. На страховые спускают собак, как на бездельников, присосавшихся к ипотечному кредитованию или вымогателей обязаловки ОСАГО. Но что такое страховщики по сравнению с кредитными бюро!? Детишки.

Кредитным бюрам должны все и каждый, а они - никому. Получая дармовую информацию они фактически не несут никакой ответственности за её сохранность, качество обработки, исполнение требований законодательства. Только деньги с банков лупят. Ну а те - с потенциальных заёмщиков. Вот уж где дармоеды, так дармоеды. Без подмесу.
2

Suv_Tony
31.03.2015 10:00
В чем-то согласен с мнением автора.
Меня терзает вопрос-почему Банки не запрашивают кредитные истории "своих" хороших кредиторов, и не делают предложения о рефинансировании кредитов взятых в других Банках на их же условиях, или предложив более хорошие-чтобы "сманивать" хороших заемщиков?
0

Обучение

Материалы по теме