Российская экономика с середины 90-х годов прошлого века традиционно финансировалась за счет долга. Кредитование является самым эффективным средством направления денежных ресурсов в экономику, так как прямые субсидии ведут к слабо контролируемому росту денежной массы, как было в начале 90-х. Однако среднерыночная ставка по кредитованию юридических лиц сейчас составляет 20–21% годовых, что зачастую делает обслуживание кредитов неподъемным.
Сейчас многие предприниматели находятся в положении острой нехватки финансовых ресурсов, вне зависимости от рентабельности бизнеса, которая в последние месяцы у большинства серьезно снизилась. Объем просроченных кредитов малого и среднего бизнеса уже превысил 5 трлн рублей, а ведь это в большинстве своем предприятия реального сектора, того самого, который должен снять нас с «нефтяной иглы». Сейчас чуть ли не каждый второй предприниматель похож на владельца чемодана без ручки, который с каждым днем становится все тяжелее. Особенно тяжело тем, кто уже взял кредиты под оборудование или сырье, а купить его не успел – рубль девальвировался быстрее, чем он успел завершить сделку. И выход у него – обращаться в банк с просьбой о реструктуризации полученных ранее кредитов и/или пытаться привлечь новые.
Привлечение нового кредита для уже закредитованного предпринимателя – значительно более сложная проблема, чем может показаться на первый взгляд. Даже в случае принятия банком положительного решения стоимость кредита делает его для большей части занятых производством актуальным только для целей погашения уже имеющихся задолженностей, но отнюдь не для развития производства.
В настоящее время в России действует более 55 региональных фондов поддержки, которые занимаются в основном предоставлением поручительств и микрокредитованием. Однако средства, которые должны быть направлены малому и среднему бизнесу, и условия предоставления финансирования/выдачи поручительств (почти всегда – на конкурсной основе) в каждом фонде свои. Кроме того, субъекты МСП недостаточно информированы о такой возможности получения ресурсов. Поэтому нередко случается так, что эти средства остаются фактически невостребованными. К примеру, порядка четверти бюджетов, выделенных региональным фондам в 2014 году, так и не были вовлечены в кредитование малого и среднего бизнеса.
Помимо региональных фондов, существует несколько федеральных программ поддержки. Например, программа Минэкономразвития по субсидированию части процентных ставок и лизинговых авансовых платежей. У Минпромторга своя программа поддержки управляющих компаний индустриальных парков, отдельные программы у Минсельхоза и Минобрнауки.
Программ много, но усилия государства в этом направлении не скоординированы. Предприниматели либо вообще не знают о них, либо просто тонут в этом объеме информации и в итоге стараются обойтись своими силами, сокращая объемы производства.
Малый и средний бизнес весьма живуч, многие его представители пусть и с определенными потерями, но переживут сложные времена. Бизнес уже вышел из осенне-зимнего оцепенения и потихоньку начинает восстанавливаться. Однако оставив его на произвол сверхволатильного рынка, мы рождаем недоверие как к помощи государства, так и к банковским институтам.
И банкам сейчас непросто: сокращение фондирования, рост просроченной задолженности, «сжатие» кредитных портфелей. Пойти именно сейчас на антикризисные меры – реструктурировать кредиты, снизить ставки – вопрос крайне важный и в то же время довольно болезненный для многих в силу сокращающейся рентабельности.
Сейчас средства, предоставленные нашим партнерам, могут быть использованы ими для рефинансирования ранее выданных на инвестиционные цели кредитов, предоставленных субъектам МСП как самим банком-партнером, так и прочими банками. Главное, чтобы при этом были смягчены долговые условий для субъекта МСП. Это может выражаться в снижении процентной ставки, увеличении срока кредита, а также, в случае необходимости, конвертации кредита из иностранной валюты в рубли. Уровень процентных ставок для МСП по такой схеме будет существенно ниже рынка — 13–14% годовых.
Но мы понимаем, что и эти ставки для многих высоки. Выход заключается в сочетании различных форм господдержки, когда максимально возможное число предпринимателей будет знать, что и как пошагово делать для снижения стоимости своих заимствований. Например, получив кредит по программе нашего банка, он с высокой степенью уверенности может рассчитывать на субсидию части ставки по программе Минэкономразвития.
По большому счету сейчас трудно сказать, кто кому нужнее – банки малому и среднему бизнесу или наоборот. Это козырь, который бизнесу уже пора взять на вооружение. И такие меры по стимулированию банков должны принимать все институты государственной поддержки. На сегодняшний день потенциальная емкость рынка малого и среднего бизнеса оценивается в 2,2–2,4 трлн рублей, а прогнозируемая емкость к 2020 году вырастет в полтора раза. Так что при должной синергии и бизнес получит средства, и банки – свою прибыль.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Вот в точку! Обеими лапками за!
И избавило бы от налогов на определенную сумму. То есть, пока налогов не набралось, ну скажем, на миллион (суммарно за каждый месяц), то платить ничего не нужно. Кто сразу наберет обороты - через 3 месяца начнет платит, а кто понемногу, особенно в глубинке - так ему этого на года 3-4 хватит.
В белую платить зарплату, бегать по фондам (пенс,мед,сс), завести кассовый аппарат, р/с - всё весьма напряжно (кроме расчётного счёта разве что, да и тут найти банк с вменяемым тарифом непросто). Упрощать надо сам процесс ведения бизнеса.
Например: просто покупать в налоговой "марки" на каждого работающего, помесячно. Как на бутылки на алкоголь. Скажем, работало 7 человек в мае - купить 7 марок (условных), и всё, никаких фондов, налоговая сама по этим 7-м раскидывает информацию куда надо.
Кассовому аппарату дать альтернативу - какие-нибудь номерные защищённые госдокументы, типа "сертификат на покупку". Очень поможет тем, у кого до сотни продаж в месяц. Можно будет легально принимать наличку.
Там есть конечно какие-то спецрежимы для ларьков по ремонту обуви и прочего, но там фиг разберёшься с нуля, в общем всё очень сложно, надо упрощать.