Карточный домик

Дата публикации: 28.10.2015 00:00
9 876
Время прочтения: 7 минут
Автор
Источник
Banki.ru

Четыре месяца назад в одном из комментариев для СМИ я допустил крамольное высказывание, предположив, что, если обвал на рынке жилой недвижимости продолжится, осенью нас ждет череда громких банкротств девелоперов, в том числе крупных. Тогда только ленивый не бросил в меня гнилым помидором. Наступила обещанная осень, грандиозные финансовые проблемы некогда крупнейшей строительной компании «СУ-155» стали очевидны даже слепоглухонемым. В итоге девелоперы вынуждены были признать, что на рынке есть «некоторые» сложности, а глава «Мортона» Александр Ручьев прямо заявил в интервью РБК, что нынешний кризис переживут далеко не все.

Такая пессимистическая оценка перспектив рынка со стороны главы теперь уже крупнейшей девелоперской компании России стала почему-то настоящим откровением для многих. По оценкам Александра Ручьева, порядка 15% российских строительных компаний уже находятся в зоне риска банкротства. И, как мы хорошо видим на примере «рисования» отчетности в банках, озвученная цифра может оказаться лишь вершиной айсберга. Проблемных девелоперов на поверку может оказаться в разы больше. Причем вновь подчеркну: речь идет не только о мелких и средних застройщиках, уход которых с рынка заметят разве что их клиенты. Неужели все забыли 2008 год, когда тот же ПИК оказался «на грани», часть объектов была заморожена, а спасла его лишь помощь государства и частных инвесторов. Или ПАО «Галс-Девелопмент», которое в 2006 году, проведя IPO, стало первой российской девелоперской компанией, разместившей свои акции на основной площадке Лондонской фондовой биржи. Тогда за чуть менее 19% акций было выручено почти 400 млн долларов. А уже через два года, в памятном 2008-м, капитализация компании рухнула в 10 (!) раз, и в следующем году 51% ее акций был продан банку ВТБ за символические 60 рублей. Да, ни первая, ни вторая компании не покинули тогда рынок. Но ведь и кризис 2008–2009 годов не привел к такому масштабному обвалу спроса и цен на рынке недвижимости, как сейчас.

Предрекая возмущенные возгласы тех, кто будет апеллировать к «официальной» статистике, указывая, что цены упали не так сильно, разве что рухнули в два раза (а не на 30% как в 2008 году) лишь в долларовом выражении, да и государство поддерживает спрос через субсидирование ипотечных ставок. Да, с одной стороны, это действительно так. Но статистика по тем же ценам на жилье опирается в первую очередь на цифры, которые указаны в прайс-листах девелоперов и объявлениях частников. На самом деле клиент с «живыми» деньгами может рассчитывать на существенную скидку от заявленных цен у застройщика, а на вторичном рынке реальные сделки проходят со значительным дисконтом относительно изначально выставленных «пожеланий». По моим весьма субъективным оценкам, размер скидки на первичном рынке может достигать 10%, а на вторичном разница между «средней температурой по больнице», которую фиксируют разного рода исследовательские компании, – и вовсе 20%. В последнем случае столь серьезная разница объясняется тем, что на рынке до сих пор много продавцов с завышенными ожиданиями, которые не успели продать недвижимость в конце прошлого – начале текущего года на волне ажиотажного спроса, но продолжают оперировать «старыми» ценниками, искренне удивляясь, что квартира не продается.

В подтверждение своих слов приведу только один пример из ближнего Подмосковья, которое сейчас пользуется наибольшим спросом у покупателей. Продавец однокомнатной квартиры с муниципальным либо сопоставимым по качеству ремонтом, в готовой новостройке, но уже оформленной в собственность, расположенной в Люберцах Московской области, в декабре прошлого года мог сравнительно быстро найти покупателей за 5,4 млн рублей. В мае текущего года ценник упал до 4,9 млн рублей, а сейчас такую квартиру практически невозможно продать за 4,1 млн рублей. Это притом что на рынке еще достаточно много предложений ближе к 5 млн рублей.

Тем, кто справедливо заметит, что нельзя сравнивать цены на пике спроса с нынешней ситуацией на рынке, сразу отвечу, что в апреле 2014 года ценник на такую квартиру находился в районе 4,5 млн рублей, а сейчас реальные сделки совершаются вблизи отметки 4 млн. То есть падение рублевых цен по сравнению с весной прошлого года составляет порядка 10%. Хотя данные различных исследовательских компаний демонстрируют практически нулевое падение к уровню весны прошлого года.

Что касается уже упомянутого госсубсидирования ипотечных ставок, этот инструмент оказывает влияние лишь на динамику спроса на первичном рынке. Кроме того, он себя фактически исчерпал: люди не готовы брать ипотеку ни под 11%, ни под 9%, не говоря уже о ставке 13–14%, которая действует для вторичного рынка.

Я не зря так подробно расписывал приведенный пример. Выведенная в итоге цифра снижения стоимости квартир при проведении реальных сделок, а не статистика, основанная на ожиданиях продавцов, на первый взгляд, не такая большая. Всего 10%. Но это лишь на первый взгляд. Не нужно забывать, что, во-первых, заложенная в проекты маржа девелоперов давно уже не исчисляется «разами» от себестоимости. Тот же Ручьев утверждает, что в его компании придерживаются цифры 7% рентабельности бизнеса. Ничего не могу сказать, так как проверить эту цифру достаточно сложно: в строительной отрасли осталось еще достаточно много бартерных схем, когда с подрядчиками расплачиваются не живыми деньгами, а квартирами. Не говоря уже об «административной составляющей», которую необходимо также, будем говорить так, «нивелировать». В итоге мало на каком проекте массовой застройки девелоперу можно заработать более 20%. Следовательно, нынешнее падение рублевых цен грозит съесть в лучшем случае половину прибыли.

Но это опять же далеко не все проблемы, с которыми столкнулись участники строительного рынка во время нынешнего кризиса. Существует еще фактор значительной девальвации рубля, курс которого за последний год снизился примерно в два раза, в то время как отголоски ипотечного кризиса в США семь лет назад обвалили нашу нацвалюту «лишь» на 35% (сентябрь 2008 года против сентября 2009-го). В итоге все импортные стройматериалы подорожали сейчас значительно сильнее, чем в 2009 году. Однако их доля велика только в сегменте элитного жилья. Но подорожание не обошло стороной и экономкласс: только за I квартал текущего года цемент и арматура подорожали на 15–20%. Это привело к значительному повышению себестоимости строительства и, как следствие, к еще большему снижению маржинальности бизнеса.

Вполне возможно, что некоторые компании уже продают жилье себе в убыток, компенсируя потери за счет заработанного на ажиотажном спросе в конце прошлого года. В дальнейшем им остается надеяться только на скорый выход из кризиса либо на то, что государство придумает еще какой-нибудь способ для стимулирования продаж «первички».

Как долго такие девелоперы смогут держать на лице натянутую улыбку, сказать сложно. Но признать проблемы – значит отпугнуть потенциальных покупателей, что равносильно самоубийству. Я часто вспоминаю слова одного из приближенных небезызвестного строителя «Башни Федерации» Сергея Полонского, который любил вспоминать фразу своего босса, якобы произнесенную на одном из закрытых совещаний: «Есть деньги на забор – начинаем продавать квартиры». У меня складывается такое ощущение, что очень многие компании на нашем рынке придерживаются примерно такого же принципа. Они возводят дома и продают там квартиры без разрешения на строительство, вместо 12-этажек возводят 17-этажные здания и т. д. При этом полагаются на то, что никто не будет сносить лишние этажи или целый дом, где квартиры уже распроданы. При этом их бизнес построен по принципу финансовой пирамиды: он функционирует, только когда есть приток свежих клиентов, которые несут деньги. Как только этот поток останавливается, вся бизнес-модель рассыпается как карточный домик. Причем останавливаются даже начатые стройки, в которых продана значительная часть квартир, поскольку деньги дольщиков компания пускает на реализацию все новых и новых проектов.

В условиях, когда поступление средств прекращается, рынок кредитования при существующих ставках на заемные ресурсы для многих компаний попросту закрыт, им не остается ничего иного, как останавливать стройку и просить помощи из бюджета. Но, как видно на примере СУ-155, чиновники готовы раздавать деньги далеко не всем. Напомним, что ранее министр строительства и ЖКХ Михаил Мень заявлял, что компания Михаила Балакина не получит прямого финансирования из средств федерального бюджета и, скорее всего, пройдет процедуру санации с помощью крупных девелоперских или банковских структур. То есть проблему долгов опять скинут на банки, а обязательства достроить дома и соцобъекты – на других девелоперов, если с ними удастся договориться.

В сухом остатке получается, что в случае усугубления ситуации на рынке недвижимости выжить смогут единицы, да и то при участии госбанков или благодаря прямым вливаниям из бюджета. Но всем государство помочь не сможет, да и вряд ли захочет выбрасывать дефицитные в условиях кризиса бюджетные ресурсы на поддержание в состоянии «клинической смерти» мелких и средних строительных компаний.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Дистандер
28.10.2015 07:57
люди не готовы брать ипотеку ни под 11%, ни под 9%, не говоря уже о ставке 13–14%, которая действует для вторичного рынка
Какова цена "новым ипотечным программам", о которых нам пишут в банковских новостях?
0

ks567
28.10.2015 12:45
а я вот, еще год назад.. всё восклицал из подворотни, что цены через год - минус 25 - 35% (по реальным сделкам), и это будет только начало. так некоторые, пальцем у виска крутили!) хотя я не фантазировал, а оценивал ситуацию, исходя из денежных потоков и перегретости рынка.

с девелоперами, да, всё так и есть.. только я бы сказал короче - там полный финиш! в этой отрасли, никогда не было никаких правил, а теперь, там еще и деньги со спросом кончились. а осталось, там одно - явные признаки обычной финансовой пирамиды. всё.
а их ценники, даже нет смысла обсуждать. это всего лишь надписи на заборе. кому нужны котлованы и каркасы по цене готового жилья? строители прекрасно понимают, что их скидочки и акции, ситуацию со спросом уже не изменят, а понижая цену, разбегутся даже последние покупатели, находящиеся под гипнозом их пиара. что бы сейчас привлечь деньги, нужно землю рыть! цены новостроек должны стать изначально, привлекательными по сравнению с ценами реальных сделок на вторички, а уже от этой цены, нужно отнимать еще одну очень весомую часть, которая приходится на риски. и вот тогда.. может быть... что то можно и получить. но наши строители, "даром" конечно ничего отдавать не будут. они сейчас дружным хором, просят, что бы их, гос. бюджет "подстраховал". и, очевидно, тихонько готовят план Б - чемодан с деньгами, вокзал, прощай Родина!
девелоперы, не банки, они могут годами ничего не делать, никому ничего не отдавать и при этом, не банкротиться...
3

georgy1974
28.10.2015 14:20
О проблемах СУ-155 было известно давно. Ничего удивительного, что в кризис компания оказалась в том состоянии, в котором она оказалась бы и без всякого кризиса, может быть, чуть позже. Понятно, что производственные мощности компании, так или иначе, будут сохранены, но судьба владельцев и дольщиков туманна. Владельцев не очень жалко, но дольщики, заключившие договора по навязанной им схеме ЖСК, могут пострадать.
В середине 00-х доходы населения существенно и быстро росли, спрос на недвижимость был ажиотажным, а цена квадратного метра постоянно обновляла свои максимумы. Люди покупали для себя и с целью инвестирования. Последнее было очень выгодно, особенно при покупке на ранней стадии строительства. Надувался классический пузырь. Сегодня ситуация в стране поменялась кардинально, и перспективы нерадостные. Цены на недвижимость упали по сравнению со своими максимумами, но они еще значительно выше того уровня, с которого начался их стремительный рост. Я говорю о долларовых ценах, чтобы не очень думать об инфляционной составляющей их роста. Следовательно, есть куда падать. Только не все хотят это понимать. Выживут те застройщики, которые смогут предложить рынку качественные объекты за разумные деньги. Остальные уйдут. Тем застройщикам, которые захотят остаться, придется оптимизировать свою деятельность и умерить аппетиты. Возможностей для этого еще достаточно.
Вот только откаты, вероятно, снизятся. Придется чиновникам от строительства компенсировать потери на чем-то другом. На “ капитальном ремонте”, например. Денег на это дело с населения собирают много, особенно в Москве. Так что, и чиновники не пропадут.
0

953sma19
28.10.2015 17:01
Строительство - один из самых криминализированных видов бизнеса в нашей криминальной экономике. Главная составляющая себестоимости объектов - взятки и "откаты". Дело "красногорского стрелка" ярко высвечивает эту проблему. Если бы все предприниматели были столь решительны, как Амиран Георгадзе, то поголовье чиновников сейчас существенно сократилось бы.
Естественно, что сейчас покупатели не в состоянии оплачивать эту "криминальную ренту". Цены на жилье стремительно росли за счет роста именно этой составляющей, при стремительном падении качества самого жилья, возводимого из некондиционных материалов рабами таджиками. Цена метра в Москве стала чуть ли не самой высокой в мире! За однушку в Москве можно было купить трешку в Германии или дом в Испании! А это - экономический абсурд.
Пузырь рос, рос, а теперь пришло время ему лопнуть. И почему это кого-то удивляет? Действие экономических законов еще не кто не отменял, даже в нашей стране, которая уже 100 лет пытается идти "другим путем".
Пирамида рухнула. Аминь.
2

faan
29.10.2015 04:40
20% прибыли - это ОЧЕНЬ много. В Европе 5% - 8 % от оборота - хороший результат, 10-12% - просто великолепный, за вас будут драться потенциальные инвесторы. Больше маржа может быть ( теоретически ) только у IT стартапов. А про пирамиды - так это в любом бизнесе так : потребуй сейчас у любого , даже самого успешного предприятия России, Европы , Америки вернуть прям сейчас кредиты - они посыпятся не хуже наших застройщиков
0

Обучение

Материалы по теме