29 января состоится очередное заседание совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос о ключевой ставке. Каковы будут действия Центробанка? Есть основания полагать, что резко менять ключевую ставку регулятор не будет.
2016 год начался для российской экономики в целом не слишком позитивно. Неблагоприятная геополитическая обстановка, в частности действия Саудовской Аравии по удержанию доли нефтяного рынка, обусловила в течение января дальнейшее падение нефтяных цен.
21 января цена нефти упала до 13-летних минимумов. Поскольку нефть составляет существенную долю российского экспорта и доходов государственного бюджета, снижение курса российского рубля к ключевым иностранным валютам является очевидным. Ситуация несколько стабилизировалась под влиянием заявления главы Европейского центрального банка о мерах по денежно-кредитной политике, однако все равно продолжает оставаться напряженной.
Все эти события не могут не оказать влияния на динамику макроэкономических индикаторов и ликвидность российской банковской системы. По всей видимости, падение курса российской валюты вызовет очередной скачок инфляции и обусловит рост денежной массы в обращении. На предыдущем заседании совета директоров Банка России, состоявшемся 12 декабря 2015 года, глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила о невозможности снижения ключевой ставки из-за достаточно высокого уровня инфляции. В декабре инфляция составила 12,9%. На наш взгляд, в сложившейся ситуации маловероятным является прогнозируемое Центробанком ее снижение в январе 2016 года до 10%. Поскольку цель Банка России заключается в первую очередь в регулировании инфляции и во вторую – валютного курса, вряд ли регулятор снизит ключевую ставку 29 января.
Учитывая вышеизложенные соображения, по всей видимости, ключевая ставка должна быть повышена. Однако существует ряд аргументов и против указанных действий. Предыдущее резкое увеличение ключевой ставки, произошедшее 16 декабря 2014 года, имело ряд негативных последствий для российской банковской системы.
Во-первых, это снижение доходности банков и качества их активов. Столкнувшись с проблемой дорогих ресурсов, кредитные организации вынуждены были существенно повысить ставки по кредитам предприятиям и населению. Естественным следствием таких действий стало снижение спроса на банковские кредиты и качества ссудной задолженности. Учитывая то обстоятельство, что выходу из кризиса может способствовать только эффективно функционирующий реальный сектор экономики с преобладающей долей выпуска продукции обрабатывающей промышленности и инновационного производства, что требует инвестиций, а также то, что в 2015 году реализовались отдельные попытки развития обрабатывающей промышленности, повышение ключевой ставки вновь существенно затормозит этот процесс. Банки ожидает новая волна банкротств и отзывов лицензий. В 2015 году из-за подобных действий Банка России убыток получили даже такие крупные «полугосударственные» банки, как Газпромбанк, ВТБ, Россельхозбанк.
Во-вторых, проявились проблемы с ликвидностью. Рост ключевой ставки автоматически повлечет за собой увеличение ставок денежного рынка по привлечению ресурсов, а также ставок по депозитам физических и юридических лиц. Что, в свою очередь, снизит процентную маржу кредитных организаций и уровень прибыльности их деятельности.
При прогнозировании действий Банка России относительно ключевой ставки следует учитывать высокую чувствительность ценовой конъюнктуры мировых рынков энергоресурсов к различным политико-экономическим новостям. Так, новость о денежно-кредитной политике Европейского центрального банка позволила в одночасье несколько увеличить цены на нефть и, соответственно, курс рубля. Скорее всего, в ближайшие месяцы не следует ожидать существенного благоприятного изменения нефтяных цен, и Центробанк будет продолжать разрабатывать механизмы адаптации к сложившейся ситуации.
Одним из таких механизмов может стать, например, возможность использования для расчета банковских нормативов льготного курса рубля к иностранной валюте, вменение экспортерам обязательства по продаже валютной выручки. И хотя невозможно со стопроцентной вероятностью прогнозировать действия Банка России, на наш взгляд, эти действия не будут в существенной мере связаны с резким изменением ключевой ставки.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии