​Кризис гонит страхование в онлайн

Дата публикации: 02.02.2016 00:00
4 764
Время прочтения: 4 минуты
Автор
Источник
Banki.ru

Диджитализация, или переход на цифровые технологии, обещает стать ключевым фактором развития страхового рынка на ближайшие годы. Экономический кризис существенно повысил чувствительность клиентов к цене продуктов и услуг.

Именно поэтому электронные полисы, продукты с телематикой, мобильные приложения — весь этот технологичный сегмент страхового рынка, обеспечивающий возможность сэкономить время и деньги, сейчас оказался на этапе взрывного роста.

Пока доля российского сегмента онлайн-страхования невелика, но демонстрирует уверенный рост. Ежегодно увеличивается число клиентов, которые начинают свою покупку полиса на сайте компании.

В Великобритании, имеющей зрелый страховой рынок, свыше 25% населения пользуется прямым страхованием при покупке продуктов по автострахованию (каско), а с учетом всех страховых продуктов доля интернет- и прямых каналов продаж превышает 30%. Основная целевая аудитория прямых продаж — частные клиенты и представители малого бизнеса.

В России онлайн-страхование происходит преимущественно через Интернет или по телефону, почтовые рассылки, СМС. Сделка осуществляется либо через страховщика, либо путем прямых продаж его партнерами, например агрегаторами, которые производят расчет по нескольким компаниям и предлагают лучший страховой тариф. Уровень проникновения онлайн-страхования оценивается в 5—10%.

По данным RAEX («Эксперт РА») на начало 2015 года, число компаний на рынке, занимающихся прямым страхованием, не превышало 40, другие не ввели его в отдельный учет. Однако темпы роста этого вида страхования опережали рост рынка. Объем сегмента директ-страхования в 2014 году составил 6,6 млрд рублей (5,5 млрд рублей в 2013-м). Таким образом, доля сегмента составляет лишь 0,7% от общего объема страхового рынка (988 млрд рублей), однако темпы прироста (20%) значительно опережают темпы прироста рынка в целом (9,2% за 2014 год). Эта тенденция, скорее всего, сохранилась и по итогам 2015 года.

Для людей диджитализация означает возможность соответствовать современному темпу жизни. Становится возможным большее количество дел сделать за меньшее время и приложив меньше усилий. Автоматизация для бизнеса — это, прежде всего, оптимизация: уменьшение затрат, повышение качества продукта, увеличение объемов производства.

Авиакомпании, ретейл, банки, страховщики — многие теперь готовы предоставлять специальные условия и акции при условии приобретения их продуктов в онлайне. Прямое и низкозатратное страхование, предлагаемое в основном через Интернет и по телефону, становится одной из наиболее быстрорастущих отраслевых бизнес-моделей. Продавая полисы напрямую, страховщик экономит на вознаграждении партнерам, сокращая расходы не только на продажу, но и на обслуживание полиса. Но главное — собственный онлайн-магазин позволяет страховщику наладить прямой контакт с клиентом, своевременно реагировать на изменение рыночных условий.

В частности, прошлогодний перезапуск линейки электронных полисов, на фоне сокращения турпотока на массовых туристических направлениях, позволил «Ренессанс страхованию» сконцентрироваться на внутреннем туризме. Появились онлайн-продукты по страхованию путешествующих в рублях. Классические медицинские риски были дополнены новыми — например, страхованием от несчастного случая, страхованием багажа, была упрощена процедура покупки полиса. В итоге на падающем рынке компания увеличила продажи по онлайн-страхованию путешественников практически наполовину.

Потребность в увеличении рентабельности бизнеса заставит страховщиков повышать уровень удержания клиентов путем дальнейшей диверсификации продуктовой линейки и пересмотра андеррайтинговых стратегий. Основой этих изменений будет потребность клиентов в экономии.

В 2016 году мы можем увидеть на рынке новые предложения по продуктам с франшизой и телематикой, электронному страхованию. Изменение ценовой и продуктовой политики в соответствии с актуальными потребностями клиентов позволит страховым компаниям увеличить лояльность клиентов в кризис и тем самым удержать текущие рыночные позиции, сохранить финансовую стабильность. А значит, страховой рынок будет неумолимо двигаться в сторону создания удобной и комфортной экосистемы виртуального пространства для своих клиентов.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

claclu
02.02.2016 04:17
О, раз уж на картинке OBD-трекер, расскажу-ка я про свой опыт с телематикой с одним из провдинутых американских страховщиков с синеньким и ну очень прогрессивным логотипом

Если очень и очень кратко, то это может быть большим кидаловом, нужным исключительно страховщику. Я купился на обещания скидки за аккуратную езду (а я знаю, что мы с супругой водим довольно аккуратно) + интересно было попробовать относительно новую технологию. Поставил галочку в соответствующем поле при покупке нового полиса и вставил в OBD-порт машины пришедшую через пару дней коробочку.

Одной из "фишек" трекера от этой конторы была детекция резких торможений ("hard brakes" в их терминологии), за слишком большое число которых типа как наказывали снижением рейтинга. Бог бы с ней с детекцией, но эта шайтан-машина ГРОМКО пикала каждый раз, когда считала, что торможение было слишком резким...
... а считала она так чуть ли не на каждом втором перекрестке, особенно, если дорога перед ним шла в гору. Уже потом я наткнулся на форум, посвященной этой штуке, где 9 из 10 недовольных сообщений были именно про эту "пикалку".

Но это все терпимо. Расстроило другое - через 4 месяца вождения с этой штуковиной система отрапортовала, что, дескать, вы - молодец, водите неплохо, получите при продлении скидку в 14%. Круто-круто, подумал я... и думал так, пока не получил спустя пару дней расчет продления, где базовый тариф был поднят примерно на 12%
Опять полез на форум, чтобы, собственно, убедиться в том, что АБСОЛЮТНО аналогичный результат получило подавляющее большинство водителей-ценителей новых технологий (и это был еще неплохой случай - некоторые просто тупо получили удорожание полиса). Какую бы скидку не рассчитывал их алгоритм, сразу же запускался контр-алгоритм, который под любыми предлогами поднимал базовую цену на полис примерно на сумму скидки. В итоге моя скидка составила меньше пары долларов в месяц, так что, имхо, овчинка выделки вообще не стоила в моем случае.

В общем, пичалька. Пришлось сделать выводы:
1) Главный (да простит меня уважаемый товарищ MaxHo - я уже чувствую его недовольный взгляд) - практически все страховщики - жулики Кто-то больше, кто-то меньше, но стремление обмануть всех вокруг среди представителей иншуренса практически неискоренимо вне зависимости от страны, политического строя и географических координат Посему "вестись" на обещания плюшек при "впаривании" разных телематик и прочих новшеств нужно очень аккуратно, заранее оценивая, какие негативные последствия это может принести.
2) Телематика - это прикольно. Мне понравилось смотреть точные графики, куда и когда я ездил, с какой средней скоростью и т.д.. Но нужно понимать, что вы по сути бесплатно (почему - уже понятно из описанно выше) даете страховой ценнейшую инфу для анализа вашего поведения. Ввиду п.1 крайне вероятно, что обещанной награды вы за это не получите + потенциально получите проблемы в будущем с продажей данных о паттернах вашего поведения третьим лицам + просто потеряете впустую немного нервов
3) Из тех же форумов - почти все OBD-трекеры можно обмануть, а ввиду п.1 выше - это чуть ли не святое дело (я так не делал, честно, хотя, если бы заранее точно знал, чем закончится эксперимент, то, возможно подумал бы об этом). Самым популярным способом обмана является подключение OBD-трекера в порт тачки в первый день, пара поездок с ним, а далее отключение и подключение оного дома от 12-вольтового источника питания. Так системе будет казаться, что тачка стоит на месте около дома, не заведенная и никуда не ездит. Точности позиционирования вряд ли хватит на то, чтобы понять, где дом, а где стоянка рядом с ним (только на 24-й этаж не надо загонять трекер, а то вдруг там трехмерный GPS ). Далее девайс пару раз в месяц ставится в машину, на которой вы ездите в местный продуктовый магазин. С точки зрения страховой компании получается идеальная картина пенсионера, ездящего за молоком раз в неделю
4

Liss41
02.02.2016 07:53
Clu (claclu) пишет:
все страховщики - жулики

в России это именно так...
2

GANG
02.02.2016 11:06
Clu (claclu) пишет:
О, раз уж на картинке OBD-трекер
Спасибо за подробный рассказ о вашем опыте. Сейчас тоже одна страховая предложила воспользоваться этим продуктом (от известного в узких кругах пивовара унифицировавшего не один вклад). Езжу пару дней. 1 резкое торможение за поездку - уже вместо 10 баллов получаешь только 6. 10 баллов можно набрать только на короткой дистанции при движении в воскресенье на незагруженных дорогах. А так как при длинных расстояниях с учетом трафика Москвы проехать идеально не получится, а длинные расстояния входят с бОльшим коэффициентом в расчет, то в итоге может получиться, что еще и доплатишь.
Из минусов - стоит GPS трекер, который измеряет довольно точно, т.е. фактически ты сам добровольно сдаешь все твои маршруты и точки притяжения.
Из плюсов - GPS трекер Можешь видеть местонахождение из личного кабинета => использовать как вариант поиска при угоне. Ну либо как вариант наблюдения за тем, кто находится за рулем (жена, дети, родители). Это в случае, если вы - страхователь, т.е. имеете доступ в личный кабинет.
В общем пока посмотрю, во что это выльется. Ближе к делу буду решать - нужно ли мне такое умное страхование. Тариф будут пересчитывать каждый месяц в зависимости от стиля вождения, так что можно сильно попасть. Особенно, если в каком-то из месяцев выплата будет.
0

MaxHo
03.02.2016 17:54
1) Главный (да простит меня уважаемый товарищ MaxHo - я уже чувствую его недовольный взгляд) - практически все страховщики - жулики Кто-то больше, кто-то меньше, но стремление обмануть всех вокруг среди представителей иншуренса практически неискоренимо вне зависимости от страны, политического строя и географических координат Посему "вестись" на обещания плюшек при "впаривании" разных телематик и прочих новшеств нужно очень аккуратно, заранее оценивая, какие негативные последствия это может принести.

Далеко не все страховщики - жулики.

Что касается телематики - то продукт дохлый. Напрасно кивать на темпы роста. Темпы роста впечатляют лишь за счет чудовищно низкой базы. Западный опыт показывает следующее. Доля проникновения продуктов с телематикой достигла 2-3% и остановилась.
Почему это не работает: Аккуратный водитель итак может получить свою скидку за безаварийность, а агрессивный просто уйдет в другую компанию и заключит с ней классический полис.
И еще одна, немаловажная причина - большинство людей не готово раскрывать свою приватность ради каких-то непонятных скидок.

Продажи через интернет тоже вызывают у меня скепсис. Какой мне смысл заключать, например, договор КАСКО, через интернет, если я все равно должен буду везти машину на осмотр? Нет никакой экономии времени. Далеко не для всех видов, в том числе массовых, это годится.
0

claclu
03.02.2016 18:47
Роман (MaxHo) пишет: (...)
Продажи через интернет тоже вызывают у меня скепсис. Какой мне смысл заключать, например, договор КАСКО, через интернет, если я все равно должен буду везти машину на осмотр? Нет никакой экономии времени. Далеко не для всех видов, в том числе массовых, это годится.


Кстати, это тоже интересный вопрос.
А зачем вообще везти машину на осмотр?
Когда мне в первый раз много-много лет назад мои западные коллеги сказали, что большинство страховщиков в других странах вообще не заморачивается предстраховыми осмотрами, сказать, что я был в шоке - это не сказать ничего.
Прошли годы, я уже несколько лет страхую свои авто в Штатах, поменял 2 компании, одна машина - старая, другая - новая из салона, на обеих в те или иные моменты были comprehensive / collision (т.е. аналог каско), но никто ни разу ничего не смотрел, все полностью в онлайне.
Т.е. оказывается, что концептуально вполне можно не заморачиваться с предстраховыми осмотрами вообще. Я в принципе понимаю, что российские страховые боятся, что будут задним числом страховать уже битые (или вообще несуществующие) тачки, но, видимо, все же решение таких вопросов есть...

Плюс для любых пролонгаций, имхо, онлайн - это супер-вещь. Я, кстати, так и не понимаю, почему Реник в России до сих пор не сделает полную онлайн-пролонгацию, а возит полисы курьером, тем более сейчас, когда ОСАГО можно делать электронным...
0

Обучение

Материалы по теме