Парадокс кредитования

Дата публикации: 20.04.2016 00:00
5 302
Время прочтения: 3 минуты

Рост кредитного портфеля в условиях стагнирующей экономики может показаться явлением парадоксальным. Казалось бы, откуда взяться росту спроса на кредитование, если производство и потребление товаров скорее сокращаются. О каком взаимодействии между банками и бизнесом в такой ситуации может идти речь, кроме как о рефинансировании (или реструктуризации) уже имеющихся обязательств?

Однако ничего парадоксального в том, что корпоративный портфель банковской системы растет при нулевой или отрицательной динамике ВВП, на самом деле нет. По данным ЦБ, с февраля 2015 года по февраль 2016-го объем кредитов бизнесу, выданных российскими банками, вырос на 12,24% — с 30,127 млрд рублей до 33,816 млрд.

Начнем с того, что инфляция является вполне себе драйвером роста потребности бизнеса в дополнительных финансовых ресурсах на увеличение оборотного капитала. Если же инфляция в экономике составляет «добрых» 13%, чему мы стали свидетелями в прошлом году, понятно, что дополнительных ресурсов бизнесу должно было потребоваться немало.

Во-вторых, «санкционная» недоступность ранее привычных для многих российских компаний внешних источников финансирования — еще один мощный фактор роста спроса на заемные ресурсы на внутреннем рынке со стороны бизнеса в первую очередь у крупнейших корпораций.

Что важно: текущий период нестабильности, осложненный ограниченностью внешних рынков капитала, отличается, скажем, от кризисных периодов 1998 и 2009 годов. И прежде всего за счет низкого уровня суверенного внешнего долга. Показатель соотношения внешнего государственного долга к ВВП, который на 1 января 2015 года составлял 13,5%, является одним из самых низких показателей по сравнению со многими развитыми и развивающимися экономиками. Поэтому акцент смещается на помощь в урегулировании коммерческого внешнего долга. Именно это государство реализует в первую очередь через систему государственных системообразующих банков, которые выступают кредиторами крупнейшего бизнеса с целью рефинансирования значительных объемов внешнего долга.

Еще один аргумент в пользу роста портфеля состоит в том, что экономическая стагнация, при всем сопутствующем негативе в части потребления и спроса, является генератором инвестиционных возможностей и ценовых стимулов для развития бизнеса. Речь, прежде всего, идет о росте за счет слияний и поглощений. Реализации таких стратегий также не обходятся без привлечения банковского кредита.

Далее вспомним, что режим санкций, какой бы временной «особенностью момента» он ни был, открыл «окно возможностей» для импортозамещения и роста бизнеса в обширном кластере отраслей и сегментах товарного производства и сферы услуг. А это означает инвестиции в расширение производственных мощностей. Вот поэтому тема инвестиционного кредита в условиях нулевого или отрицательного роста экономики вовсе не исчезает из повестки дня бизнесменов и банкиров.

Помимо инвестиционного кредитования, у банков в распоряжении имеется неограниченный продуктовый инструментарий, целью которого также является поддержка корпоративного бизнеса в осуществлении инвестиционной активности. Вот только часть таких продуктовых решений: гарантии и аккредитивы (безденежные сделки, позволяющие не отвлекать оборотный капитал); сделки с привлечением экспортных кредитных агентств с целью кредитования закупок оборудования за рубежом; факторинг; продукты по управлению ликвидностью предприятий, входящих в одну группу, что также позволяет оптимизировать затраты на оборотный капитал, и многие другие.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, несмотря на слабую макродинамику и вопреки, казалось бы, очевидному в таких условиях снижению активности во взаимоотношениях между бизнесом и банками, активность финансового сотрудничества не только не ослабевает, а, наоборот, усиливается.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

romeo13
20.04.2016 00:31
Чем больше пишут об очередных обнаруженных "банковских дырах космических масштабов от слабеньких дырочек на миллионы, до мегасупердыр в десятки млрядов", тем более растут показатели кредитования
0

MaxHo
20.04.2016 10:42
Судя по информации в статье - никакой это не парадокс))) Все логично и понятно))
0

Unlikely
20.04.2016 16:21
"Во-вторых, «санкционная» недоступность ранее привычных для многих российских компаний внешних источников финансирования — еще один мощный фактор роста спроса на заемные ресурсы на внутреннем рынке со стороны бизнеса в первую очередь у крупнейших корпораций."

ну, по этому поводу постарался ЦБ со своей ставкой. чтобы не дай Бог не запустить рефинансирование внутри.
Подозреваю, что крупным нефинансовым бизнесам 10% - это сверх возможностей.
0

jenya357
26.04.2016 11:23
1.Ну если взять элементарно ,есть кредит 100 р, за год набежало 22 р процентов, клиент в условиях стагнации. Банк просто выдает новый кредит 122 р, гасится стары долг. Ненапрямую конечно, есть прокладки, партнерские банки... Вот рост портфеля на 22%...
2.Кредитование крупных организаций, особенно гос.
3.кредитование замещения мочимого бизнеса. ЗАмочили ресторан "У Гоги", на его месте открыввется ресторан "мы неместные", ему нужен кредит, а у него есть кореш в банке. или хозяин ресторана местный чиновник...
0

igor.makeewsky
26.04.2016 11:39
jenya357 пишет:
Ну если взять элементарно ,есть кредит 100 р, за год набежало 22 р процентов, клиент в условиях стагнации. Банк просто выдает новый кредит 122 р, гасится стары долг.


Все отлично, идем ко дну
0

Обучение

Материалы по теме