Выбирай любого
Представим идеальную ситуацию: ваш офис переезжает в помещение, в котором нет якорного провайдера, и вы вольны выбирать буквально любого. Чем руководствоваться при выборе подходящего вам оператора?
Для начала четко сформулируйте ваши потребности, от этого будет зависеть нужная вам скорость и цена.
1. Какое количество ПК должно быть подключено к Сети? Как правило, оптимальная скорость для работы одного ПК — 0,5—1,5 Мбит/с.
2. Для какой работы нужен Интернет в офис (проверка почты и серфинг в Сети, IP-телефония или продолжительные видеомосты с другими городами)?
3. Есть ли потребность в дополнительных услугах: видеонаблюдение, терминалы оплат банковскими картами и т. п.?
4. Нужна ли вам отдельная Wi-Fi зона для посетителей? Если да, то на какое количество одновременных соединений ориентироваться?
С необходимой скоростью разобрались, определяемся с типом услуги, т. е. технологией подключения, которая больше подойдет вашей компании.
1. WiMax/4G — наиболее перспективная технология, однако доступна только в крупных городах России.
2. 3G-технология обеспечивает беспроводной скоростной доступ к Интернету, работает во многих городах. Скорость колеблется от 3 до 10 Мбит/с, в плохую погоду, при высокой нагрузке или слабом оборудовании качество сигнала может ухудшаться. Эта технология подходит в качестве резервного канала, также можно использовать для небольших офисов и маленьких магазинов.
3. Ethernet (кабель) — наиболее оптимальный вариант подключения, обладающий высокой скоростью (до 100 Мбит/с), простым обслуживанием и невысокой ценой.
4. FTTB (оптоволоконное соединение) — технология, обеспечивающая очень высокую скорость (до 1 Гбит/с) и стабильную работу при доступной цене. Однако данную услугу предлагают далеко не все интернет-провайдеры.
5. ADSL — стареющая технология, которая может быть полезна маленькой компании с маленьким интернет-аппетитом. Отличительные черты: невысокая стоимость, стабильная работа, приемлемая скорость. Минус в асимметричности канала, когда исходящая скорость передачи информации (от абонента) ниже входящей (к абоненту).
Исчерпывающие ответы на вопросы выше превратятся в конкретное техзадание, которое вы отправите нескольким провайдерам. Из полученных в ответ коммерческих предложений вы выберете лучшее. Дополнительно можно заглянуть в народный рейтинг провайдеров.
Безальтернативный выбор
Не всем компаниям везет с большим выбором провайдеров. Как правило, в бизнес-центре работает только один оператор и выбирать, к кому подключаться, особо не из кого.
Сегодня средняя стоимость доступа к Интернету для b2b составляет порядка 2 тыс. рублей в месяц за 1 Мбит/с. Нехитрый подсчет для небольшого офиса — и получаем круглую сумму в размере 10—20% от стоимости аренды офиса. При этом единственный и безальтернативный оператор может либо задирать ценник еще выше, либо предоставлять при средней цене средненький сервис. Невеселый расклад. Что можно сделать?
Для начала поговорить с соседями по бизнес-центру, пользующимися услугами этого провайдера, услышать их мнение, узнать, как часто у них отсутствует доступ к Сети по вине провайдера. Вполне может случиться так, что с качеством все отлично и ваш единственный оператор добросовестно выполняет условия договора. Репутация сегодня ценится, и терять ее из-за одного бизнес-центра может быть невыгодно.
В свое время при переезде в другой бизнес-центр мы столкнулись с проблемой одного- единственного провайдера и высокой цены. Подумали и использовали такое решение.
У «придворного» провайдера мы купили Интернет с небольшой скоростью подключения, которую использовали для телефонии и других бизнес-критических приложений. А в качестве резерва, на случай проблем с основным каналом, и для остального трафика решили использовать беспроводной доступ к Интернету через сеть 3G/LTE. Мы снизили стоимость организации Интернета в офисе и повысили надежность его работы. Почему не использовали только беспроводное подключение? Скорость беспроводной сети в силу ее природы непостоянна и может время от времени снижаться до нуля. Чем больше абонентов вашего мобильного оператора связи находится в непосредственной близости от вас, тем меньше скорость подключения. По этой причине мобильный доступ к Интернету мы рассматривали только как резервный вариант и использовали для некритического трафика, например вебсерфинга или электронной почты.
Качество не то? Ругаемся, но интеллигентно
Подключаясь к выбранному провайдеру, мы, как правило, ожидаем получить бесперебойное предоставление услуг, безопасность, устойчивость к высоким нагрузкам и, разумеется, заявленную по договору скорость. Что делать, если скорость далека от ожидаемой, сеть зависает и отваливается? Пишите претензию оператору и подтверждайте свое возмущение измерениями. Заранее оговорюсь, что результаты онлайн-измерений не имеют юридической силы, однако позволят выстроить конструктивный диалог с поставщиком услуг.
Для начала измерьте скорость с помощью онлайн-тестов. Для точности проведите два-три измерения подряд и используйте для проверки разные сервисы. Например, эти:
https://www.banki.ru/telecom/speedtest/
Что нужно учитывать при измерении скорости Интернета?
Приведенные тесты скорости Интернета показывают скорость загрузки тестового файла с одного (выбранного) сервера. В итоге результаты измерений разных сервисов с разных серверов могут сильно отличаться друг от друга и не отражать реальную скорость вашего Интернета.
На точность измерений влияют антивирусы, firewall'ы, торренты, вирусы и другие программы, которые запущены на вашем компьютере.
На результаты измерений влияет работа других компьютеров в офисной сети. Будет разумно отключить от сети другие устройства.
Результаты измерений могут отличаться для разных типов подключения компьютера, с которого проводится тест: по кабелю и Wi-Fi. Для более точного измерения используйте подключение по кабелю.
На высоких скоростях подключения (более 30 Мбит/с) точность измерений зависит от производительности вашего компьютера. Для проверки скорости высокоскоростного Интернета следует использовать специализированные устройства — измерительные зонды.
Альтернативным вариантом измерения скорости Интернета может быть закачка при помощи торрент-клиента. Торрент одновременно закачивает данные с нескольких десятков серверов. В результате вы получаете цифры, близкие к реальному ограничению вашего провайдера. Но помните, что торрент указывает скорость в единицах Мбайт/с, которая отличается от Мбит/с, которые указаны в вашем договоре с провайдером.
После проведения измерений загляните в договор и посчитайте разницу между ожиданием и реальностью. Если разница значительна, пишите претензию оператору и прикладывайте результаты измерений.
Оговорюсь, что подобные тесты скорости Интернета не являются метрологическим средством измерений, а результаты измерений не считаются точными и не могут приниматься операторами. Что дадут пляски с онлайн-измерениями, если их не воспринимают всерьез? Корректное общение с менеджером без ругани по телефону, доказательное возмущение ускорит решение офисной проблемы. Вы не просто говорите, что «Интернет медленный, постоянно отваливается, чините скорее», а на примере покажете, что именно вас не устраивает в работе провайдера и каков масштаб проблемы.
Конкретика обратит пристальное внимание, и оператор пришлет инженера, который при помощи сертифицированных измерительных приборов проверит вашу сеть, а затем, вероятно, исправит проблему.
В противном случае негативный отзыв, проиллюстрированный фактами, будет всерьез воспринят другими компаниями. Не исключено, что управляющая компания вашего бизнес-центра, зная о проблеме, применит какие-либо санкции в адрес недобросовестного провайдера или пригласит на свою территорию провайдера-конкурента. Репутация сегодня стоит дорого!