В 2016 году правительство признало неспособность вернуть гражданам «живые» пенсионные деньги и предложило провести очередную реформу, где населению придется копить уже из своего кармана. Изменения системы потребуют немалых затрат — около 10—20 млрд рублей. Эти расходы могут лечь на плечи граждан.
После заморозки в 2013 году накопительная пенсия россиян стала регулярным источником для текущих государственных расходов. В октябре 2016 года правительство анонсировало свои планы по очередной трансформации российской пенсионной системы. Ориентировочно с 2019 года населению предложат формировать индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Накопительной пенсии дадут переходный период, по истечении которого она вольется в ИПК и исчезнет. По крайней мере, так выглядит каркас реформы. Отличие старой системы от новой существенное: если сейчас накопительную пенсию начисляет работодатель, то после преобразований деньги на будущее будут изыматься непосредственно из зарплаты работника.
Это будет уже третья за последние 15 лет реформа в отрасли, работа которой выстраивается на 20—30-летних горизонтах. Последние четыре года пенсионные накопления неизменно замораживались и вместо денег, которые должны были поступать в фонды на счета граждан, в ПФР формировались баллы. Но конвертировать деньги в баллы выгодно только в том случае, если зарплата не очень высокая.
Однако это еще не самые главные минусы маневра правительства. Ядром новой пенсионной системы будет коммерческая структура — центральный администратор, который еще предстоит выстраивать. Если сейчас всю техническую работу ведут сотрудники НПФ, Пенсионного фонда России и Федеральной налоговой службы, то с 2019 года центральный администратор начнет контролировать финансовые и информационные потоки, вести базу данных, администрировать сбор взносов, взаимодействовать с физическими лицами и т. д. Для пенсионных фондов эти услуги не будут бесплатными — это обычный аутсорсинг.
По нашим подсчетам, создание такой машины встанет в 10—20 млрд рублей, если брать за аналогию национальную систему платежных карт. Какими будут тарифы обслуживания для НПФ — пока непонятно, и, скорее всего, стоимость создания администратора будет заложена в ценовую политику. Самый главный вопрос — кто будет определять тарифы для НПФ? Ответа на него пока нет. Не исключено, что им может стать ведомство, не разбирающееся в бизнес-процессах пенсионных фондов. Если обслуживание в центральном администраторе будет несопоставимо с нынешними расходами на ту же работу в НПФ, то в конечном счете затраты лягут на граждан — фондам придется вычитать разницу из инвестиционного дохода.
Волатильность, нестабильность, сложность и неоднозначность — в таких условиях сейчас НПФ придется выстраивать свои бизнес-модели. Причем большинство потенциальных рисков вызвано не внешними макроэкономическими факторами, а предстоящей реформой.
Тем временем результаты работы негосударственных пенсионных фондов с накопительной пенсией впечатляют, пусть им был отпущен и не самый большой срок. Так, в 2015 году 4,1 млн граждан сменило ПФР на НПФ. Тренд продолжился и в 2016 году: свое желание покинуть ПФР и перейти в НПФ изъявили уже 4,7 млн граждан. Кроме того, в 2016 году объем пенсионных накоплений в НПФ впервые превысил объем накоплений в государственной управляющей компании — ВЭБе. Если под управлением государственной УК сейчас 1,8 трлн рублей, то в частных фондах — больше 2 трлн. Система продолжала бы и дальше развиваться, если бы не решающаяся проблема заморозки. Между тем фонды привлекали клиентов, улучшали корпоративное управление, выполняли жесткие требования регулятора, инвестировали ту часть накоплений, что им осталась, и вкладывались в развитие отрасли.
Сейчас же основной вопрос — кто будет участвовать в новой дорогостоящей системе с нынешними заработными платами? Целевая аудитория новой реформы по факту — средний класс. Но люди с доходами выше средних скорее предпочтут купить вторую квартиру для дополнительного дохода, чем вступить в новую систему. А как же социальная функция НПФ, которая помогала обеспечить граждан со скромными доходами хоть какими-то накоплениями при выходе на пенсию? Можно с уверенностью сказать, что о такой категории россиян в правительстве как-то не подумали.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Можно также догадаться что владельцем новой структуры будет клан Ротенбергов
Чего не получиться? Воровать у них отлично получается, НПФ в портфолио уже есть