28 июля ЦБ отозвал лицензию у банка «Югра». После этой истории, беспрецедентной во многих отношениях, можно говорить еще и о том, что отныне неизбежно изменятся принципы очищения банковской системы от финансовой скверны. Страховых случаев в целом станет меньше. Скандальных и громких — больше.
Официальная статистика иногда оказывается «наглой ложью», даже если абсолютно честна. На этой неделе подоспели данные о количестве страховых случаев и объемах выплат от Агентства по страхованию вкладов. Поскольку отзыв лицензий у банков или введение в них временной администрации — скорее плохо, чем хорошо, то снижение всех показателей в этой сфере, видимо, должно было считаться хорошей новостью. Примерно как с инфляцией: чем ниже, тем лучше. До проблем Евросоюза, в котором спят и видят, как хоть немного увеличить темпы роста цен для оживления экономики, нам пока как до Китайской стены.
Ну так вот, АСВ сообщило, что в первом полугодии 2017 года объем страховой ответственности агентства в отношении вкладчиков банков по сравнению с аналогичным периодом 2016-го сократился вдвое. В первом полугодии 2017 года агентство зафиксировало 20 страховых случаев: за аналогичный период 2016 года их было 44. Объем страховой ответственности АСВ перед вкладчиками банков снизился с 217,5 млрд рублей в первом полугодии 2016-го до 107,6 млрд рублей в первом полугодии нынешнего года. За первые шесть месяцев прошлого года претендовать на выплату страхового возмещения могли 626,2 тыс. человек, в первом полугодии 2017-го таких граждан было 383,1 тыс. В общем, все упало вдвое, и этому следовало радоваться.
Да что там говорить, мы и сами видели, как весь июнь — целый месяц! — российский рынок впервые почти за четыре года прожил без единого отзыва лицензии или экстренного появления в банке временной администрации с мораторием на выплаты. Но первое полугодие кончилось — и понеслась! 10 июля ЦБ ввел временную администрацию в банк «Югра», и страховые выплаты АСВ подскочили сразу на 169,2 млрд рублей. Если в первом полугодии вкладчикам всех банков-погорельцев выплатили 107,6 млрд, то теперь одна «Югра» потребовала выплат в полтора раза больше. Вся радужная статистика АСВ перечеркнута одним махом.
И это неудивительно. Грядущее превращение ЦБ в мегасанатора и безнадежное исчерпание фонда страхования вкладов АСВ, который теперь пополняется в основном за счет кредитов самого Банка России, радикально меняет способы зачистки банковской системы. При таких раскладах лицензий будут лишаться мелкие банки, а отправляться на санацию с последующей сменой собственника или тоже отзывом лицензии — в основном крупные. Потому что санировать всякую мелочь с небольшим объемом вкладов населения ЦБ не с руки — дешевле отозвать лицензию и быстро расплатиться с вкладчиками. А сразу грохать крупный проблемный банк — тоже как-то стремно. Тут и может пригодиться фокус с временной администрацией и попытками отыскать нового собственника. А если не отыщется — уже заплатив вкладчикам, чьи депозиты не превышают установленного государством гарантированного порога в 1,4 млн, — со спокойной душой можно отзывать лицензию.
Поэтому можно уверенно говорить, что количественные масштабы «банкопада» точно пойдут на убыль: по итогам 2017-го мы уже не увидим под 100 отозванных лицензий, как это было все последние годы. Но уменьшение количества страховых случаев вовсе не означает пропорционального сокращения выплат. Потому что все более вероятными становятся страховые случаи такого масштаба, как «Югра» — когда один банк способен превзойти показатели всех мертвецов за целое полугодие.
И еще нам не стоит ждать, что в обозримом будущем государство поддастся панике декабря 2014 года, когда на фоне обвала рубля и опасений резкого оттока вкладов населения из банков сумму страхового возмещения подняли сразу вдвое — до 1,4 млн рублей. Крупнейшим банкам, которые и составляют, по сути, отдельную самодостаточную банковскую систему, вклады населения не особо и нужны. Набегов вкладчиков на банки без нового резкого обвала рубля и очередных больших экономических потрясений тоже не будет. А эти потрясения мы опять можем устроить себе только сами, своей политикой — но за это уже никакой Центробанк не отвечает.
Так что рекорды по количеству отозванных лицензий за неделю, год и месяц явно остались в первом сроке правления Эльвиры Набиуллиной. А вот скандалы и страховые случаи масштаба того, что произошел с банком «Югра» и закончился его крахом, очень даже возможны. Теперь старая метла будет мести по-новому.
Комментарии
"Профессор, вы гений!" (с)
Это случайно не потому, что банков становится меньше и они автоматичеcки становятся больше?