С Верой — в прогресс

Один день из жизни робота, который подбирает персонал для банка

Дата публикации: 24.10.2017 00:00
12 159
Время прочтения: 8 минут
Автор
Анна Пономарева, обозреватель в Банки.ру с 2015 по 2019 год
Анна Пономарева обозреватель в Банки.ру с 2015 по 2019 год
Источник
Banki.ru

Поиском и подбором специалистов для банковской сферы все активнее занимаются роботы. Несколько российских банков внедрили технологию автоматизированного рекрутинга. Как реагируют соискатели, когда им звонит робот Вера, и не окажется ли профессия HR-менеджера под угрозой, разбирался Банки.ру.

«Мне показалось, что звонит ненормальный»

«Звонок с незнакомого номера. Беру трубку. «Здравствуйте, меня зовут Вера, я робот». Я испугалась и бросила трубку. Честно говоря, по голосу мне показалось, что звонит какой-то ненормальный человек. Через неделю опять звонок с этого номера, в этот раз я прослушала полностью и выяснила, что меня таким образом приглашают на собеседование на позицию кредитного специалиста», — рассказала читательница портала Банки.ру.

Российские банки начали внедрять технологии автоматизированного рекрутинга. Это означает, что резюме по интересующим банк позициям отбирает не человек, а специальная программа. Такой робот способен позвонить по телефону, чтобы уточнить, актуально ли резюме и заинтересован ли человек в предлагаемой вакансии.

Диалог с Верой выглядит следующим образом. Робот набирает номер, указанный в анкете, и начинает разговор.

«Добрый день, меня зовут Вера, я робот. Я подбираю сотрудников в компанию (название компании). Скажите, готовы ли вы рассмотреть предложение по работе? Ответьте «нет» или «да», — произносит в трубке женский голос.

Если в ответ звучит «да», то робот продолжает разговор. «Благодарю за ответ, мы предлагаем официальное трудоустройство, полный социальный пакет. Скажите, пожалуйста, заинтересовала ли вас наша вакансия, ответьте «нет» или «да», — просит робот. Если в ответ он слышит «да», то благодарит еще раз и сообщает: «Менеджер по персоналу свяжется с вами».

Если человек отвечает «нет», робот говорит: «Спасибо за ответ, извините за беспокойство. Хорошего вам дня!»

«Добрый день, меня зовут Вера, я робот. Я подбираю сотрудников в компанию... Скажите, готовы ли вы рассмотреть предложение по работе?»

300 человек за несколько минут

Одним из первых среди российских банков технологию автоматизированного рекрутинга внедрил РосЕвроБанк. «С начала июля мы используем робота Веру, за это время было сделано 1 284 звонка, 563 человека дали положительный ответ, из них 140 пришло на собеседование. В конечном счете на работу в банк были приняты 23 человека», — рассказывает начальник управления подбора, развития и оценки персонала РосЕвроБанка Анастасия Попадина. В банке подсчитали, что экономия от использования Веры составит 140 тыс. рублей в год.

В Бинбанке, который провел пилот по внедрению такой программы, отмечают, что HR-робот за несколько минут выполнил объем работы, который четыре человека выполняют за день.

«Мы провели пилотный проект по внедрению технологии автоматизированного рекрутинга Robot Vera в рамках набора персонала в контакт-центр в Казани. Робот проводил отбор резюме по базам и обзванивал людей на предмет их интереса к нашим вакансиям. В ходе общения с роботом у кандидатов была возможность договориться о времени очного собеседования и участия в ассессменте. Тот объем работы, который четыре человека в среднем выполняют за день (а речь шла о прозвоне 300 человек), робот HR выполнил за несколько минут. В целом это интересный инструмент для подбора персонала на массовые позиции. В данный момент мы анализируем результаты проекта и рассматриваем возможности для дальнейшего применения данной технологии у нас в банке», — говорит директор департамента персонала Бинбанка Марат Исмагулов.

В банке «Русский Стандарт» изучают возможности внедрения HR-робота, но указывают на его недоработки. «На данный момент в банке не используется HR-робот. Но банк заинтересован такой технологией, в перспективе автоматизация процессов подбора персонала призвана сократить затраты, снизить нагрузку на рекрутеров, а также увеличить скорость поиска кандидатов. Отмечу также, что сегодня такие HR-роботы пока не используются широко в банковской сфере, но активно применяются в телекоме», — поясняет председатель правления банка «Русский Стандарт» Александр Самохвалов.

По его словам, на данный момент технология еще «сырая». «Разработчикам предстоит много работы в части настройки и совершенствования речевой аналитики при использовании роботов на собеседованиях. Так, HR-роботу пока еще сложно адекватно реагировать на многие человеческие эмоции. Существующие роботы «настроены» на простую работу: поиск и первичный отбор подходящих по введенным параметрам резюме, обзвон кандидатов по составленному опроснику и так далее», — рассказывает предправления «Русского Стандарта».

Пилотируют HR-робота и в банке «Ренессанс Кредит». В банке выказывают опасения по поводу того, что робот может отпугнуть интересных кандидатов.

«В настоящий момент мы пилотируем HR-робота при подборе кандидатов на стартовые позиции. По результатам тестирования будем принимать решение о дальнейшем его использовании. Уже сейчас можно сказать, что эффективность работы HR-робота при обзвоне соискателей не может быть сопоставима с работой рекрутера, и риск потери нужного кандидата достаточно велик. Поэтому данный инструмент может использоваться как фильтр при необходимости обзвона большого количества постоянно пополняющихся резюме. Также мы увидели закономерность, что эффективность зависит от уровня и привлекательности позиции, на которую подбираются соискатели. Чем она интереснее для рынка, тем лучше будет результат», — отмечает старший вице-президент, директор департамента по работе с персоналом «Ренессанс Кредита» Елена Логинова. В банке отдали предпочтение роботу-мужчине, назвав его Виктором.

Молодежь любит роботов

Почта Банк активно наращивает физическое присутствие по всей стране, поэтому заинтересован в автоматических системах найма, сообщили в банке.

По словам вице-президента, директора по персоналу Почта Банка Юлии Бородай, основное преимущество систем заключается в том, что они берут на себя полный цикл «технической» работы рекрутера — от поиска резюме до оформления кандидата на работу. «Это позволяет минимизировать расходы на подбор персонала, оптимизирует время поиска сотрудников. Производительность автоматизированных систем превышает физические возможности человека. Например, если один рекрутер в день может совершить максимум 55—65 звонков, то возможности робота значительно больше. Кроме того, их использование дает очень высокий результат при работе с молодежной аудиторией», — рассказывает Юлия Бородай.

Начальник управления массового подбора и обучения Альфа-Банка Ирина Соколова сообщает, что банк при подборе персонала применяет автоматизированный прозвон кандидатов, видеоинтервью, а также разработал и активно использует чат-бот. «Это позволяет нам уделять больше внимания качеству оценки кандидатов и минимизировать механическую работу. Сейчас мы активно исследуем все возможности, которые нам дает big data, и результаты аналитики применяем при поиске и оценке кандидатов», — говорит Соколова.

Работа по подбору персонала автоматизируется и в микрофинансовых организациях. Руководитель HR-направления финтех-холдинга ID Finance Ксения Бялыницкая рассказала, что компания использует собственную систему, чтобы упростить и ускорить процесс найма сотрудников. «Туда импортируются все открытые вакансии, все просмотренные и отобранные резюме, автоматически приходит напоминание о том, что необходимо связаться с кандидатом, что он уже не находится в поиске, что заканчивается вакансия и ее необходимо продлить. Затем, когда кто-то из соискателей становится частью нашей команды, нет необходимости вводить его отдельно, информация импортируется автоматически. Опять же формируется очень хорошая база кандидатов. Можно делать автоматическую рассылку по имеющейся базе, когда открывается подходящая вакансия, — и все это в одном источнике. Данный ресурс позволяет автоматизировать не только подбор кандидата, но и его отбор», — отмечает Бялыницкая.

Система также автоматически сортирует резюме, выделяя их цветом, где зеленый означает «подходящий кандидат», желтый — «менее подходящий», красный — «не наш вариант». И оценивает технические навыки кандидата посредством ТЗ. «Ресурс обрабатывает ответ соискателя. Мы можем видеть, на сколько баллов был оценен соискатель. К сожалению, полностью довериться программе мы не можем, и тестовые задания приходится перепроверять, дабы не упустить хорошего кандидата. Но благодаря данной программе мы связываемся с полностью подходящим кандидатом и не теряем время на отбор резюме вручную», — поясняет Ксения Бялыницкая.

«Полностью довериться программе мы не можем, и тестовые задания приходится перепроверять, дабы не упустить хорошего кандидата.»

«Убьют» ли роботы эйчаров и хедхантеров

Роботизация полезна везде, где есть рутинные операции, уверен основатель и CEO Talkbank Михаил Попов: «Если говорить о роботе Вере, то такой набор на массовые вакансии (не руководящие) не исключение. Это снижает затраты и дает возможность обработать больше анкет кандидатов. Я думаю, это перспективная технология. Но роботы еще только учатся быть умными и полезными. Поэтому при анализе процесса, который вы хотите роботизировать, важно выделить тот участок, на котором робот действительно может отлично справиться. Чтобы это не вызвало у реального кандидата-человека дискомфорт и желание прекратить общение с роботом».

HR-специалист одного из банков отмечает, что после общения с роботом на собеседование приходит меньшее количество кандидатов, чем при работе с «человеческим» HR-менеджером. «Дело в том, что при общении с человеком-рекрутером у кандидата появляется ощущение, что его выбрали, чувство собственной исключительности. А при общении с роботом такого не возникает, поэтому и конверсия у робота меньше», — поясняет специалист.

На данный момент не более 50% больших и средних компаний внедряют автоматизацию в работу специалиста по подбору персонала. Не потому, что они не готовы к автоматизации, а потому, что не знают, какие проблемы автоматизация решает и какие предложения сейчас есть на рынке, говорит председатель наблюдательного совета банка «Воронеж» Мурад Салихов.

«Зачастую пользователям не хватает тех инструментов, которые предлагают разработчики. Учитывая нарастающий спрос, в приоритет ставится не разработка новых систем автоматизации, а улучшение уже существующих, которыми активно пользуются клиенты компаний-разработчиков. Курс развития автоматизированных систем рекрутинга в настоящее время направлен на создание комфортных условий труда HR-менеджеров за счет сокращения временных затрат на обработку информации. В первую очередь ставка делается на разработку оптимальной модели управления персоналом, учитывая стратегии предприятия, а также на автоматизацию процесса оценки профессиональных знаний, умений, индивидуальных качеств кандидатов, обращающихся в компанию или агентство по поводу трудоустройства. Но в конечном итоге процесс участия человека в системе подбора и управления персоналом в крупных и средних компаниях будет сведен к минимуму, что оптимизирует расходы на содержание HR-подразделения», — прогнозирует Салихов.

По словам Михаила Попова, можно много говорить о важности людей-сотрудников в HR, но по факту есть две важные функции, которые руководителям нужны больше всего: подбор кандидатов на собеседование с некими фильтрами и оформление на работу. «Здесь робот сможет полностью заменить человека, при правильной настройке. Анализ ситуации в коллективе, работу над созданием правильной корпоративной культуры, разработку систем оплаты труда пока заменить роботом будет трудно. Но можно двигаться и в этом направлении, используя анализ данных, включающий оценку коммуникаций сотрудников компании, оперативности ответов, посещаемости офиса или клиентов, анализ исполнения задач в трекерах, выполнения KPI и так далее», — резюмирует Попов.

Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

grfand
24.10.2017 09:36
Что роботы очень экономят деньги банкам, мы поняли.
А понимают ли банки, что они растрачивают время своих соискателей?

По сути звонок робота для соискателя не несет никакой полезной нагрузки, вообще.
Положим, 50% звонков просто в холостую. А все эти люди потратили свое время на общение с роботом,с казать ему нет, как минимум.

Для оставшихся 50%, кто заинтересован в работе - звонок тоже ниочем, он не несет никакого смысла, никакой полезной информации для соискателя.

Понятно, что пока рынок перекошен в сторону работодателя - это прокатывает, надеюсь, когда нибудь рынок в этой стране повернется лицом к потребителю, и эти роботы вымрут как мовитон.
5

ARM 1
24.10.2017 10:52
Понты рулят миром, однако.

На редкость бесполезная автоматизация. Но! т.к. 1) внедрить ее не сложно, 2) оценить эффект в количественном виде крайне тяжело, 3) а попонтоваться очень хочется - эта дрянь таки получит распространение.

Бред идеи очевиден. И проблема не в том, что звонит автомат, а мы как-то не так не него реагируем.
Суть в том, что отбор ведется автоматически по заложенным требованиям. Для автоматизации требования должны быть жестко унифицированы и иметь единственную интерпретацию. Казалось бы, что сложного?! Задайтесь вопросом, если все так просто, почему в должностных инструкциях написан бред, причем максимально расплывчатыми формулировками? Ведь по сути своей должностная инструкция - основа техзадания на автоматизацию.
Для тех, кто занимался подбором людей к себе в подразделение - вспомните, как вы искали. В процессе поиска и собеседований, требования всегда уточняются с учетом собственного опыта и реальных ожиданий развития ситуации в бизнесе.

Потом, такие звонки малоэффективны как для работодателя, так и для соискателя - занимают время, отвлекают в потенциально не подходящий момент, информация на слух обрабатывается значительно хуже чем текст, соответственно доля % осмысленных коммуникаций ничтожна. Да и дорого это - звонки.
Значительно удобнее был бы робот, общающийся через месенджеры, электронку, соц сети или смс.

Выводы:
1. такая автоматизация существенно сузит поток качественных соискателей на входе (за счет отсечения соискателей по некорректному/неполному фильтру)
2. увеличит отбраковку соискателей на этапе собеседования и испытательного срока (по факту выбор будет вестись из ухудшившегося потока)
3. фактически затраты работодателя увеличатся.
1

DeLorian
24.10.2017 11:07
Не секрет, что HR выбирают резюме как команда grep Теперь к выводу команды добавили голосовой синтезатор - и пожалуйста, вот вам робот Вера
2

Bald
24.10.2017 11:32
Пусть роботы приглашают на работу роботов.
Я бы не стал продолжать разговор.
2

spn
24.10.2017 11:34
А я могу своего робота на интервью отправить? Чтобы время сэкономить, а то что-то многовато звонков роботов.
6

Обучение

Материалы по теме