Нервопротокол

Как оформить европротокол при ДТП без лишних нервов

Дата публикации: 21.11.2017 00:00
33 671
Время прочтения: 9 минут
Автор
Ольга Кучерова, шеф-редактор раздела «Страхование» Банки.ру с 2017 по 2019 год
Ольга Кучерова шеф-редактор раздела «Страхование» Банки.ру с 2017 по 2019 год
Источник
Banki.ru

Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.

На мое счастье, в рамках Всероссийской недели сбережений прошел информационно-разъяснительный семинар «Особенности оформления европротокола при ДТП», в рамках которого нас учили оформлять извещение о ДТП за 15 минут. Оказалось, все не так уж страшно: действительно, протокол можно заполнить довольно быстро. Само сложное, пожалуй, восстановить обстоятельства происшествия и аккуратно внести все данные — свои, автомобиля и полиса ОСАГО.

Напомню, европротоколом в быту принято называть как упрощенное оформление ДТП — без вызова гаишников, так и само извещение о ДТП. Эти извещения раньше заполнялись водителями только при упрощенной регистрации ДТП, хотя закон предписывает делать это при любом дорожном происшествии с участием двух и более автомобилей. Теперь же они стали насущной необходимостью, потому что ГАИ больше не выдает справок о ДТП, а протокол и прочие документы ГИБДД не позволяют страховщикам восстановить полностью картину произошедшего. Водители же в лучшем случае возят выданные им вместе с полисом ОСАГО бумажки в бардачке, не заглядывая в них. В худшем — бумажки лежат где-нибудь дома. Единственный документ, на основании которого страховая компания может принять решение о выплате, — то самое извещение, которое никто не знает, как заполнять. А изучать документ в нервной обстановке сразу после ДТП, согласитесь, не лучший вариант. Итак, разбираемся заранее.

Российский союз автостраховщиков (РСА) просит помощи у руководства ГИБДД России в связи с ситуацией, сложившейся вокруг оформления ДТП. В соответствии с приказом МВД, вступившим в силу месяц назад, инспекторы больше не выдают справки водителям — участникам аварий. Однако документ этот необходим по правилам ОСАГО, закрепленным положением Банка России, пишет «Коммерсант».

17.11.2017 08:58

1. Вызывать или не вызывать сотрудников ГИБДД?

Начнем с ключевого вопроса: нужен ли нам кузнец, то есть представитель ГИБДД, для оформления ДТП.

Открывая семинар, его ведущий, автоэксперт, редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов пояснил, что дожидаться приезда сотрудников ГАИ, как правило, необходимости нет, но позвонить им нужно обязательно. Скорее всего ГИБДД предложат вам зафиксировать произошедшее с помощью извещения и/или подъехать на ближайший пост ГАИ, чтобы оформить протокол и пр. Дожидаться приезда сотрудников полиции не только необязательно, но в большинстве случаев и не нужно, так как это может занять много времени, а столкнувшиеся автомобили мешают проезду других.

Для упрощенного оформления ДТП без вызова сотрудников полиции необходимо выполнение нескольких условий:

  • в ДТП участвовало два автомобиля;
  • не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пассажиров, пешеходов;
  • ущерб нанесен только автомобилям участников ДТП;
  • водители единодушны в том, кто именно виноват в ДТП (разногласия отсутствуют);
  • у каждого водителя есть действующий полис ОСАГО.

Если все эти условия соблюдены, можно заполнять европротокол, предварительно переместившись в удобное место и освободив проезжую часть. «Когда вы с другим участником ДТП договорились о том, кто виноват, убедились в подлинности полиса ОСАГО и решили заполнить европротокол, вам необходимо уехать с места происшествия, чтобы не создавать пробку. Главное — предоставить европротокол в страховую компанию в течение 5 рабочих дней после ДТП», — уточнил Сергей Смирнов.

Перейти в раздел

Начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов обратил внимание участников на то, что договор ОСАГО — одно из важнейших условий оформления европротокола. Перед началом заполнения извещения необходимо убедиться в том, что полис ОСАГО у сторон подлинный. Это может сделать на сайте РСА любой желающий, не только сотрудники ГИБДД. «Иначе в итоге вместо страховой защиты автовладелец остается просто с ненужной бумажкой, от которой ничего не зависит. Страховщик после заключения договора ОСАГО обязан в течение одного рабочего дня передать сведения об этом договоре в систему РСА. Единственная ситуация, когда у человека настоящий полис, а сведения о нем в базе не пробились (при условии, что страховщик надлежащим образом выполняет свои обязанности по передаче сведений о заключенных договорах страхования в базу данных РСА), — человек только что купил полис, поэтому страховщик его данные не передал. Но таких случаев, естественно, очень мало», — сказал Порватов.

2. Где взять бланк извещения, если он утерян или уже использован?

В теории у обоих участников ДТП эти бланки должны быть — они выдаются вместе с полисом. Но возможна такая ситуация, когда ни у одного из водителей нет с собой бланка либо он уже использован при оформлении предыдущего ДТП.

В этом случае Сергей Смирнов порекомендовал заглянуть в ближайший офис страховой компании и попросить двойные самокопирующиеся бланки там. Если офиса страховой рядом не наблюдается, можно попробовать остановить коллег-автомобилистов и попросить бланк у них, советует Смирнов. Если вы еще дома обнаружили утрату бланков, можно распечатать их на обычном принтере, но тогда придется вручную заполнять оба бланка.

Чем хороши оригинальные бланки: с их помощью протокол можно заполнить всего один раз. Обе части может заполнить даже один участник ДТП, но подписать должны оба по два раза внизу страницы: каждый в своей колонке плюс еще раз в средней. Бланки самокопирующиеся, кому брать первый лист, кому — второй, абсолютно неважно, пояснили нам на семинаре. Страховщики примут корректно заполненное извещение в любом виде, уточнил Смирнов.



3. Кто заполняет протокол?

После того как подлинность полиса ОСАГО подтверждена, водители убедились в отсутствии разногласий, нашли бланки, можно приступать к заполнению извещения о ДТП. «Так как это упрощенная процедура оформления ДТП, без присутствия сотрудников полиции, в графах 4—6, 8 необходимо поставить галочку в поле «Нет». Именно эти пометки говорят о том, что оформление европротокола возможно и законно. Здесь важно помнить, что исправления в документе не допускаются, поэтому постарайтесь заполнять его максимально аккуратно», — предупредил Сергей Смирнов.

Кто же заполняет извещение? Этот вопрос возник у слушателей одним из первых. В протоколе есть три столбца, объяснили нам эксперты: левая — для пострадавшего, правая — для виновника, средняя — для обоих. В левой и правой каждый указывает свои данные (владельца и управлявшего автомобилем в момент ДТП, для последнего обязательно указывается номер водительского удостоверения) и данные своего автомобиля (VIN, государственный номер, свидетельство о регистрации), а также страховки (страховая компания, номер полиса, срок действия полиса). В средней части необходимо отметить обстоятельства ДТП. Все довольно просто — как в тестах по ЕГЭ: нужно выбрать из предложенных вариантов. Но рекомендую сначала прочитать все, чтобы выбрать подходящий. Я, например, порывалась поставить галочки чуть ли не во всех строчках — очевидно, с перепугу.

Если вы не нашли вашего варианта, можете вписать свой — для каждого из участников есть своя строка. Характер повреждений можно описать любыми словами без использования специальной терминологии. «Сотрудники страховой компании переведут то, что написано в извещении в части описания повреждений, на официальный язык, указав, что «продолговатая штука сзади» — это задний бампер», — пояснил Сергей Смирнов.

Что касается второй страницы европротокола, где вас просят подробно описать обстоятельства ДТП, ее можно заполнить дома, в спокойной обстановке. Подпись второй стороны на ней не нужна. Главное, донести ее до страховой в течение 5 дней со дня ДТП.

4. Как рисовать схему ДТП?

Схема ДТП одна на двоих, можно рисовать ее в четыре руки, можно доверить кому-то одному, предварительно оговорив, что там будет изображено. Когда меня вызвали «к доске» рисовать схему гипотетического столкновения, честно говоря, я растерялась и испугалась, хотя ничего высокохудожественного, естественно, никто от меня не ждал. В итоге запуталась в количестве полос, засомневалась, рисовать ли сплошную, двойную сплошную или прерывистую линию между встречными полосами. Сергей Смирнов успокоил меня, пояснив, что важно лишь обозначить правильно количество полос и направление движения обеих машин. Сам автомобиль можно изобразить прямоугольником, внутри которого просто пишется буква (А — пострадавший, Б — виновник) и ставится стрелочка в направлении движения.

На схеме нужно также указать адрес места ДТП, ближайший номер дома, дорожные знаки, светофор. Такая схема позволит максимально точно идентифицировать место ДТП. Помимо схемы необходимо сделать как можно больше фотографий происшествия. «Хоть они официально и не требуются, но помогут в случае возникновения спорных ситуаций», — добавил Михаил Порватов.

Также важно стрелочкой отметить направление удара в картинках каждого из участников. В пункте 13 извещения вы найдете три схематических изображения: грузовое авто, легковое и мотоцикл — нужно выбрать ваше транспортное средство и показать стрелкой, куда пришелся удар. Даже если вы случайно поставили стрелочку не к тому виду транспорта – не страшно, важно, чтобы направление было правильным. Хотя перепутать «Газель» с мотоциклом еще нужно суметь.




5. Как определить сумму ущерба?

Вопрос, можно ли применять упрощенное оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции, часто упирается еще и в сумму ущерба. Возможность самостоятельно зафиксировать факт ДТП для дальнейшего обращения в страховую компанию за получением возмещения предоставляется только в том случае, если ущерб не превышает 50 тыс. рублей.

Для Москвы и Московской области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области при оборудовании автомобиля технологией глобальных спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС) теоретически размер возмещения ущерба может составить до 400 тыс. рублей, но на практике система ГЛОНАСС еще не работает. В Госдуме на рассмотрении находится законопроект о расширении правил применения европротокола — в частности, об увеличении суммы ущерба до 100 тыс. рублей и возможности фиксировать обстоятельства не только системой ГЛОНАСС, но и различными гаджетами с установленными мобильными приложениями РСА. Однако пока этот законопроект принят только в первом чтении. Страховщики надеются, что в ближайшее время он не будет принят, так как рынок ОСАГО и без того переживает не лучшие времена, а изменение условий европротокола все только еще больше запутает.

Так или иначе, при заполнении извещения о ДТП необходимо примерно определить размер ущерба, чтобы понять, укладываетесь ли вы в сумму до 50 тыс. рублей. Многие присутствующие на семинаре отметили, что это довольно сложно для несведущего человека и очень страшно промахнуться. Ничего страшного, если вы немного ошибетесь с суммой ущерба, успокоил собравшихся Сергей Смирнов. Если вы не вписались в лимит европротокола, никто вам не откажет в возмещении, просто ущерб сверх 50 тыс. придется возместить самостоятельно. Барышням и другим персонажам, не представляющим даже примерную стоимость той или иной детали автомобиля, Смирнов посоветовал совершить «звонок другу» — проконсультироваться с понимающим человеком или просто позвонить на сервис, которому доверяете.

6. Что будет, если второй участник ДТП не донес до страховщика свой экземпляр извещения?

Особо дотошных слушателей семинара (меня, например) взволновал вопрос ответственности участников ДТП. Можно же все заполнить, согласовать, подписать, отнести в страховую компанию, а потом выяснить, что другой участник манкировал своими обязанностями. Если вы пострадавший, для вас это не страшно, утешили нас эксперты. Ваша страховая компания, куда вы принесете документы, выплатит вам возмещение, а затем урегулирует убыток со страховщиком виновника через систему ПВУ. А вот виновник ДТП, не донесший свой экземпляр европротокола до своего страховщика (забыл или не захотел портить себе страховую историю и ухудшать КБМ), может потом получить регрессный иск от своей страховой компании, которая предварительно расплатилась с вашей.

7. Можно ли вообще не оформлять извещение?

Если ваш автомобиль был застрахован не только по ОСАГО, но и по каско, нужно поставить соответствующую галочку в пункте 12 извещения. При наличии двух страховок пострадавший волен выбирать, по какой из двух получать возмещение. В договорах каско часто есть опция ремонта без справок о ДТП — при небольшой сумме ущерба, так что, в принципе, можно извещение не заполнять вовсе. Не заполнять протокол можно и в том случае, если вы оба не собираетесь информировать о произошедшем свои страховые компании. Например, если вина обоюдная или виновник добровольно на месте выплатил возмещение пострадавшему (обязательно возьмите расписку!).

Однако в этом случае вас может ждать неприятный сюрприз: другая сторона может передумать и заявить о ДТП или подать заявление на возмещение по ОСАГО, хотя планировала обратиться по каско, при этом не поставив вас в известность об изменении своих планов. В этом случае если вы виновник, то рискуете получить регрессный иск. Так что лучше все же заполнить извещение на месте, получить подпись второй стороны и отнести документ в страховую.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Утешительный
21.11.2017 00:40
Один вопросик разрешите ( робко так спрашиваю)?
Вы так подробно разъяснили - что и как заполнять , типа " 7 способов открывания бутылки кефира"
Риспект вам и уважуха- автор.

А что делать если виновник ДТП- или пострадавший даже-не суть просто отказывается и ваш ..этот..афропротокол ..или как там он называется ..заполнять и подписывать.
Вот МЕНЯ взять -например
Поскольку я на машине никогда дальше МКАД не выезжаю( как и все тут почти))- то возьмёи самый простой случай.
Авария в Москве. Вполне себе в людном месте , все трезвые, миролюбиво настроены, авария грошовая заведомо!
А афропротокол этот- я никогда не подписывал и подписывать не намерен. И никому не советую))
Ни будучи виновником- ни потерпевшим.
И вовсе не по причине моего морального уродства)
Просто знаю- если ХОТЬ РАЗ подпишу- обязательно нарвусь на " геморрой"
Машина в угоне окажется- полис левый ..и мало ли что - мало ли каких пакостей и заковык может ждать владельца этой бумашки))
А полицейский протокол ТОЖЕ особо не спасёт- но всё таки не просто мягкая бумажка для нужного места
Согласны все-как всегда с Утешительным- друзья?

И личная рекомендация Автору. Ладно- не подписывать афропротоколы- это моё ГНИЛОЕ ИМХО. Просто делюсь. А вот насчёт ваших слов-

Не заполнять протокол можно и в том случае, если вы оба не собираетесь информировать о произошедшем свои страховые компании. Например, если вина обоюдная или виновник добровольно на месте выплатил возмещение пострадавшему (обязательно возьмите расписку!).

Не говорите больше так НИКОМУ и НИГДЕ. Могут и побить))
Нет, противоречий тут нет с моими предыдущими словами)
Заполняыть " протокол" разумеется НЕ нужно. Причём НИКОГДА. Надо просто вызвать ГИБДД. ))
И дело даже не " в регрессном иске"
Если не хотите влететь " по полной" за " оставление места ДТП"
И свидетели найдутся- что вы пьяны были мертвецки))
Уползали на карачках с места ДТП и толкали головой машину перед собой)..не в силах даже за руль сесть ))
И никакая расписка вам не поможет
Пока не откупитесь от " пострадавшего"
Опять все согласны- как всегда с Утешительным?
Я рад))
9

#рубльнаш
21.11.2017 09:18
А на практике сразу же после ДТП подъезжают автоюристы и начинают разводить на деньги. Поэтому надо одновременно договариваться со вторым участником ДТП и отбиваться от наглых автоюристов, в результате чего простая на бумаге процедура превращается в жуткую нервотрепку.
5

grfand
21.11.2017 10:09
1. И зачем мне брать на себя ответственность, согласовывая подлинность чужого полиса ОСАГО. Я не специалист по поддельным документам:
а. Я пока еще не обязан иметь при себе постоянный доступ в интернет в любой точке моего движения, что бы лезть на сайт РСА. Причины могут быть разные: нет смартфона, вообще или даже телефона, не берет мой оператор, конский тариф за интернет, не работает сайт РСА, не работает интернет.
б. Полис может числиться в базе, или выписан на другое авто, на другое лицо -я не обязан знать все тонкости.
в. Я просто не собираюсь брать на себя отвественность и риски в области, в которой я не специалист, и которая мне не оплачивается. А ГИБДД и страховая не хотят прийти ко мне домой посуду помыть. Не, ну а чего, тоже могут, но почему то не хотят.

Потому самое ценное, что я вынес из этой статьи - я автоматом признаю чужой полис фальшивкой и вызываю ГИБДД.

2. Я никогда и ни в чем не признаю себя виновным. Виновного устанавливает уполномоченное лицо или суд. Был такой случай, выезжал как я думал из двора, не заметил авто на улице. ДТП. Первая мысль была: я виноват. Выезжаю из двора, значит должен уступить.

Но, ожидая ГИБДД, которое на место ДТП ехало более часа, я рассмотрел на дворовой дороге разметку на 2 полосы движения, а так же знак 1,33, которому я не придал значения, но который ставится на резких изгибах дороги или на перекресток - это позволило дворовый проезд квалифицировать как дорогу, хотя имени у него нет,а значит это был не выезд из двора, а перекресток, и у меня было преимущество, а значит я не виновен - и подъехавшая бригада ГИБДД со мной полностью согласилась.
Никакого криминала, просто более внимательное рассмотрение дела и виновный и невиновный меняются местами.

А значит спешить не надо, надо везде и всегда доказывать свою невиновность, даже если на красный на 150 пролетел. Возможно приехавшая бригада ГИБДД установит, что ваш оппонент обкурен и пьян в дюпель, у него неисправны рулевое колесо и тормоза и он лишился прав еще 5 лет назад и ездит по поддельным. А вы признали, что виновны.
22

ssvgps
21.11.2017 11:14
Прочёл статью. Европротокол рассчитан явно не на обычного человека. Закорючек масса. Сделано всё чтобы не платить пострадавшему.
16

gallardo
21.11.2017 11:16
Виновник ОБЯЗАН предоставить экземпляр извещения в свою страховую компанию в течение 5 (ПЯТИ) рабочих дней, не 15, просьба исправить текст статьи.
1

Обучение

Материалы по теме