Что такое виртуальный оператор и зачем он мне нужен?

Дата публикации: 25.12.2017 00:00
45 706
8 Время прочтения: 1 минута
Источник
Banki.ru

1. Что такое виртуальный оператор?

Что такое виртуальный оператор?
Виртуальный оператор (от англ. MVNO, mobile virtual network operator) — оператор сотовой связи, предоставляющий услуги под своим брендом, но использующий стороннюю физическую инфраструктуру (сотовые вышки). При этом виртуальный оператор может использовать базовые станции какого-то одного «реального» оператора, а может использовать мощности множества операторов (так работают, например, туристические сим-карты). Учитывая то, что виртуальные операторы оплачивают операторам «реальным» стоимость минут и гигабайтов по оптовым расценкам, у них появляется возможность регулировать свои тарифы и даже демпинговать цены на рынке. На данный момент существует несколько типов виртуальных операторов. Модель Full MVNO подразумевает наличие у оператора всех элементов сети, кроме самой дорогой части — радиосети, модель Light MVNO подразумевает аренду инфраструктуры «реального» оператора целиком. Существуют и промежуточные варианты, когда оборудование частично имеется у виртуального оператора и частично заимствуется у материнского оператора.

2. Какие виртуальные операторы уже работают в России?

Есть крупные игроки, есть очень «нишевые». Есть примеры запущенных и уже закрытых проектов. В качестве примера успешного виртуального оператора можно привести оператора [Yota](https://www.banki.ru/telecom/companies/yota/). Оператор с 2014 года работает на частотах ООО «Скартел» и ПАО «МегаФон» и активно развивается в настоящее время. В качестве «нишевых» MVNO можно привести AIVA mobile — проект компании [МТТ](https://www.banki.ru/telecom/companies/mtt/), рассчитанный на приезжих из стран СНГ и ближайшего зарубежья. Есть и небольшие компании, предлагающие своим абонентам, как корпоративным, так и физическим лицам, выгодные тарифы и удобный билинг. Такие компании не стремятся к активному захвату рынка, но успешно удерживают свою долю. В качестве примера можно упомянуть компанию [«Телетай»](https://www.banki.ru/telecom/companies/teletie/), работающую на частотах «Билайна». Таким образом, MVNO для нас не редкость. Так почему же сейчас все о них заговорили? Все очень просто. 11 декабря 2017 года оператор Tele2 запустил так называемый конвейер виртуальных операторов, а значит, в ближайшее время MVNO на рынке станет значительно больше.

3. Не мешают ли виртуальные операторы «реальным»? Зачем вообще они нужны?

Начнем с того, что виртуальные операторы — детище операторов реальных. А компании не будут вредить сами себе. Тут все просто. Это новая аудитория. Даже если MVNO работает под своим брендом, фактически его абоненты являются клиентами «материнского» оператора. Неудивительно, что сделать эту историю массовой первым решил именно Tele2. Оператор находится на четвертом месте по абонентской базе, а запуск MVNO — хороший ход, чтобы значительно увеличить свою аудиторию. А что получают сами виртуальные операторы? Во-первых, они могут дать своим клиентам мобильную связь, зачастую выгодно отличающуюся по некоторым условиям от тарифов «большой четверки». Так, Сбербанк запустил в Санкт-Петербурге и области оператора «Поговорим», а Олег Тинькофф — оператора «Тинькофф Мобайл». Дополнительные услуги и выгодные условия повышают лояльность клиентов. Даже если сам по себе сотовый бизнес не приносит высокого дохода, то он значительно способствует развитию основной деятельности компании. Во-вторых, данные. Виртуальный оператор, в отличие от текущих источников получения информации, будет получать о пользователе наиболее полную и точную информацию: его возраст, пол, национальность, место проживания (из договора), как часто абонент использует телефон и на какие сайты заходит (из отслеживания интернет-трафика), как часто совершает покупки, сколько тратит денег в месяц (из СМС-уведомлений от банков и платежных систем). Это очень ценная информация, которая может серьезно повысить эффективность маркетинга и продаж. Не следует также забывать о возможности продажи этой информации третьим лицам.

4. Что думает на этот счет «большая тройка»?

Что думает на этот счет «большая тройка»?
Операторы «большой тройки» относятся к этой ситуации спокойно и даже скептически. «Пока большинство запущенных в России MVNO влияния на бизнес операторов не оказывают, а самым успешным примером полноценного операторского MVNO остается Yota, работающая на нашей сети, — считают в «МегаФоне». — Общемировая статистика также не в пользу MVNO: по данным GSMA, средняя EBITDA-маржа MVNO на развивающихся рынках находится в отрицательной зоне и составляет -260%». Также осторожно к истории с массовым запуском MVNO относятся в «Билайне». «Сегодня по-настоящему успешных моделей MVNO в мире не зафиксировано. Делать MVNO только ради тарифов с демпинг-ценами бессмысленно. При этом мы допускаем сотрудничество с MVNO в том случае, если у виртуального партнера будет надежный и подходящий канал продаж контрактов, недоступный при этом оператору», — ответили в пресс-службе оператора «Билайн». В МТС от комментариев воздержались.

5. Какие угрозы для абонентов и для рынка несут виртуальные операторы?

Виртуальные операторы будут защищены неодинаково. В формате Light MVNO функцию обеспечения защиты берет на себя материнский оператор, в этом случае защищенность виртуального оператора не будет отличаться от защиты материнского оператора. Операторам, использующим модель Full MVNO, потребуется понимание специфики профильных угроз и защиты от них. В данном случае защищенность может отличаться как в лучшую, так и в худшую сторону. В данный момент большинство новых виртуальных операторов используют модель Light MVNO, поэтому пока защищенность абонентов будет напрямую зависеть от материнского оператора. Поэтому, прежде чем стать абонентом нового оператора, следует хорошо изучить ситуацию, поинтересоваться историей компании. И отдавать предпочтение крупным компаниям с хорошей репутацией.

6. Ждет ли рынок наплыв виртуальных операторов?

В некотором ближайшем времени, конечно, да. Компании получили возможность быстро и удобно создать своего оператора, и многие не преминут этой возможностью воспользоваться. На операторский рынок выйдут не только крупные компании, такие как банки, но и новые игроки, не работавшие ранее в таких массовых сферах. Однако не у всех это получится хорошо, так что через несколько лет некоторые новоиспеченные операторы исчезнут, на рынке останутся только те, кто найдет свою нишу и сможет предоставить своим абонентам действительно уникальные или выгодные услуги, а также имеющие достаточную клиентскую базу.

7. Безопасно ли переходить на виртуального оператора? Как это сделать?

Для перехода достаточно приобрести сим-карту или воспользоваться переносом номера по модели MNP (переход к другому оператору со своим номером). Для этого необходимо составить заявление в офисе действующего оператора, получить временную сим-карту, через неделю ваш номер будет привязан к новой сим-карте. Переходить на MVNO, за которыми стоит сильный бренд, конечно, достаточно безопасно. Операторы, работающие по схеме Light MVNO, также достаточно надежны. Но, как и на любом рынке, получив слишком выгодное предложение от неизвестного игрока, следует хорошо подумать и изучить всю максимально доступную информацию, прежде чем принимать решение о переходе.

8. Какие угрозы и выгоды несет для абонента переход на виртуального оператора?

Какие угрозы и выгоды несет для абонента переход на виртуального оператора?
Тарифы и услуги виртуального оператора могут быть дешевле для каждого конкретного абонента. Новые виртуальные операторы могут предоставлять уникальные возможности или услуги, которых нет у большинства других операторов, так как они больше нацелены на массовый сегмент и не могут учесть и удовлетворить в своей линейке тарифов некоторые потребности «нишевых» клиентов. При этом, следует помнить, что наша сим-карта — практически наш паспорт. К номеру мы привязываем банковские карты, используем телефон для доступа в мобильный банк, платим «телефоном», совершаем онлайн-покупки. А вся информация о нашем поведении и стиле жизни доступна нашему оператору. Поэтому к выбору оператора нужно отнестись очень внимательно. Особенно если на рынке появляется очень много игроков.
Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

8
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

сказано не все..Изначально виртуальные операторы были созданы для развития конкуренции в небольших по площади государствах, где устроить конкуренцию между операторами невозможно-например в европейских странах понатыкать каждому оператору вышек никто не позволит. Изначально оператор был один и он завышал цены как монополист. Тогда придумали ход -виртуальный оператор. Вышки не принадлежат ни одной из компний их "много" и они между собой "конкурируют".платя оператору вышки.которому запрещено подыгрывать какой-либо из сторон.
В России такой проблемы( мало места) не предвидится. наоборот есть места(типа Магадана) где сотовая связь до сих пор дорогая и дрянная.. Пусть операторы над этим поработают. Вот когда у нас в вечной мерзлоте вышки будут тогда и виртуалкой можно озаботиться-с жиру побеситься
Начнем с того, что виртуальные операторы — детище операторов реальных. А компании не будут вредить сами себе
Вот именно с чего в статье сделан вывод что "будет дешевле" непонятно. Никакие" минуты оптом "тут не при чем.Радиоэфир-это не мешок картошки на рынке. там объективная характеристика пропускная способность. а по законам физики физический невиртуальный канал всегда будет в приоритете чем виртуальный.
Виртуального оператора содержать дорого потому как эмуляция номера создает лишнюю нагрузку на сеть,ухудшая качество-"квакание" при общении обеспечено по законам природы- физлиния всегда будет перекрывать виртуальную. В других странах с виртуалкой такой проблемы нет потому что нет невиртуальных линий.
Достоинство виртуалки только в том что может кратковременно увеличить базу материнской компании. Когда виртуальный оператор накрывается медным тазом, то часть абонентов "если успеют" могут возжелать остаться у материнской компании. Тем кто не успеет придется туго.. Юридически виртоператор другое юрлицо и в случае проблем, концов не найти-возникает эффект "фирмы-однодневки"-претензии предъявить некому-материнская компания будет не при чем. А накрываются виртуальные операторы в России всегда-МТС уже попробовала-совместно со "Связным" оператор испарился в считанные недели-виртуальный же
0

SoloWand
25.12.2017 07:08
Вот в местах типа "Магадана" интересен виртуальный оператор, пользующейся сетью всей "большой тройки". А то там где-то только МегаФон, где-то только МТС, а где-то вообще Билайн. Было бы удобно, чтобы он подключался к тому, у кого сигнал в данном месте есть и сильнее. Есть такие виртуальные операторы?
3

LMI-1
25.12.2017 12:14
Модель Full MVNO подразумевает наличие у оператора всех элементов сети, кроме самой дорогой части — радиосети, модель Light MVNO подразумевает аренду инфраструктуры «реального» оператора целиком.

Как то нелогично. Точно так, а не наоборот?
0

salobaev
25.12.2017 16:17
При дальнейшем задирании тарифов операторами "большой четверки" например на СМС, не исключаю, что банкам будет выгоднее не только MVNO создавать с утвержденными лет на 10 тарифами, но и мобильные устройства клиентам дарить с предустановленным интернет банкингом.
0

UnembossedName
25.12.2017 16:35
LMI-1 (LMI-1) пишет:
Модель Full MVNO подразумевает наличие у оператора всех элементов сети, кроме самой дорогой части — радиосети, модель Light MVNO подразумевает аренду инфраструктуры «реального» оператора целиком.

Как то нелогично. Точно так, а не наоборот?

Да нет логично. Смотрите не относительно количества арендуемого, а относительно наличия у оператора своих возможностей, чем больше тем полнее (full).
0

Обучение

Материалы по теме