Москва взялась за ум

Телеком-компании помогают превратить столицу России в настоящий «умный город»

Дата публикации: 16.04.2018 00:00
7 575
Время прочтения: 8 минут
Автор
Антонина Самсонова, руководитель проекта «Мобильная связь» в Банки.ру с 2015 по 2020 год
Антонина Самсонова руководитель проекта «Мобильная связь» в Банки.ру с 2015 по 2020 год
Источник
Banki.ru

В мировых мегаполисах оцифровывают «все, что шевелится», чтобы сделать жизнь комфортнее и безопаснее. Москва не исключение. Шесть лет департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы с ведущими игроками телеком-рынка стремятся превратить столицу в «умный город». Что из этого получилось?

Не самый умный

В 2013 году в интервью The Village председатель ассоциации i-Canada, эксперт по «умным городам» Билл Хатчинсон отметил, что Москва пока «точно не умный город». Тогда программа «Информационный город» только запускалась.

Спустя пять лет Москва признается «умным» городом на международном уровне: в 2017 году одна из компаний «большой консалтинговой четверки» — PWC посчитала, что Москва входит в топ-5 мегаполисов, наиболее подготовленных к инновациям. Форум интеллектуального сообщества (ICF) в 2017 году включил российскую столицу в семерку «самых умных городов планеты» наряду с крупными городами Канады, Австралии и Тайваня (всего в рейтинге участвовали 380 городов).

Город «умных» фонарей

Прежде чем углубиться в Москву, посмотрим, какие примеры «умных городов» есть в мире. Таких городов немало. Лидируют западные столицы и молодые азиатские «тигры».

Например, Барселона внедрила автоматизированное управление уличным освещением с учетом времени суток и погодных условий. Учитывая благоприятные климатические условия (и серьезные проблемы с загрязнением городского воздуха), здесь активно используется солнечная энергия — для нагрева воды в зданиях, а также питания интерактивных табло остановок общественного транспорта. При участии города разрабатывается модульная open source платформа Sentilo, собирающая и анализирующая информацию со счетчиков потребления основных ресурсов, датчиков погоды и окружающего шума и т. п. Возможно, поэтому в 2015 году Барселона удостоилась звания «самого умного города на планете».

«В Барселоне активно используется солнечная энергия — для нагрева воды в зданиях, а также питания интерактивных табло остановок общественного транспорта.»

Еще один хороший пример — китайский Шеньчжень (IT-столица Китая), где на базе системы «умного города» от Huawei был оснащен датчиками городской водопровод. В общей сложности в системе расставлено порядка 2 млн датчиков, собирающих информацию с разных точек и позволяющих в режиме реального времени управлять ситуацией с подачей воды.

Что такое «умный город» и зачем он вообще нужен

Но вернемся в Москву. Давайте посмотрим, что входит в понятие «умного города» по московским меркам.

Концепция Smart City («Умный город») — часть государственной программы «Информационный город», рассчитанной на 2012—2018 годы. За прошедшие шесть лет ДИТ совместно с ведущими телеком-компаниями внедрял цифровые технологии во многие области жизни москвичей.

Концепция создавалась для того, чтобы оцифровать максимальное количество городских процессов и снизить влияние человеческого фактора. Это позволяет повысить качество и скорость предоставления услуг, сделать многие процессы удобнее и доступнее для населения, повысить безопасность в городе.

При этом, по информации ДИТ Москвы, наиболее нуждаются в инновациях государственные услуги, система городского транспорта, контроль за использованием энергетических ресурсов, здравоохранение, утилизация отходов, ЖКХ.

При чем здесь операторы связи

Телеком-компании исторически имеют очень сильные IT и вовлечены во многие сферы экономики. Поэтому при реализации программы «Умный город» без телекома, естественно, не обошлось. По словам представителей ДИТ Москвы, для реализации программ они сотрудничают практически со всеми крупными игроками московского телеком-рынка и крупными IT-компаниями.

В частности, во многих проектах участвует «Ростелеком»: «Безопасные дороги», электронное образование, горячая линия 112, городское видеонаблюдение и др. Бесшовный Интернет в городском транспорте обеспечивают провайдеры «МаксимаТелеком» (Wi-Fi в метро) и NetByNet (Wi-Fi на наземном транспорте).

На Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне в конце февраля 2018 года ДИТ объявил о запуске сотрудничества с Tele2. Самый молодой оператор «большой четверки» проводит исследования, помогающие определить предпочтения и потребности абонентов-москвичей.

Как «умнеет» Москва

Чтобы Москва стремительно «поумнела», было реализовано много проектов в разных сферах. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Создана единая точка доступа к городским ресурсам: официальный сайт мэра и правительства Москвы mos.ru. Здесь москвичи могут зайти в электронный дневник школьника, записаться на прием к врачу, проверить наличие налоговой задолженности и штрафов ГИБДД. На этом же портале ДИТ рассказывает о тех проектах «Умного города», которые успел внедрить.

Реализуется программа «Городской Интернет». В Москве были установлены 2,5 тыс. точек доступа к городскому Wi-Fi, организовано бесшовное интернет-пространство в метро и наземном транспорте.

— «Умный город» не может обойтись без «Умного транспорта». В проекте задействованы более 2 тыс. светофоров, свыше 3,5 тыс. детекторов мониторинга дорожного движения и более 2 тыс. камер видеонаблюдения: они отправляют данные в Центр организации дорожного движения (ЦОДД). На главных трассах установлено более 160 электронных табло с информацией для водителей о дорожных работах, погоде, плотности автомобильного потока.

— Много внимания уделяется «Электронным услугам». Именно благодаря проекту «Умный город» можно удаленно пополнить карту «Тройка», оплатить штрафы ГИБДД, записаться к врачу — всего 222 услуги и сервиса.

Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) была запущена еще до старта программы «Информационный город» — в 2011 году. Через ЕМИАС можно найти ближайшую поликлинику и записаться на прием к врачу. Система также позволяет вести карту болезни пациента в электронном виде.

— Каждый житель может поучаствовать в жизни города через интернет-порталы. Москвичи могут воспользоваться для решения насущных вопросов порталами «Наш город» — для взаимодействия с правительством Москвы и «Активный гражданин» — для возможности высказать свое мнение по вопросам города и поучаствовать в опросах жителей.

— В 2016 году был запущен проект Московской электронной школы (МЭШ). В МЭШ включены две составляющие: инфраструктура (оснащение школ интерактивными панелями, точками доступа Wi-Fi) и контент (библиотека со множеством сценариев проведения уроков, учебными пособиями и учебниками, а также возможность вести электронные дневники и журналы).

Одним из атрибутов «умного» и безопасного города, без сомнения, являются видеонаблюдение и видеоаналитика. В Москве установлено более 146 тыс. камер, записи с которых помогают при расследовании большинства правонарушений и преступлений, а также служат средством контроля за работой коммунальных служб.

Это были масштабные внедрения на уровне города. Но, если опуститься на уровень ниже, нас ждут… «умные» дома.

Когда дом думает за жильца

Представьте себе картину: вы возвращаетесь домой с работы, подъезжаете к шлагбауму, он автоматически открывается, считав номер вашей машины. Вы подходите к подъезду, вас уже распознали системы дома. В кармане срабатывает бесконтактная карта-ключ, и двери открываются, пропуская вас в холл. Лифт, зная, где вы живете, сам едет на нужный вам этаж. Фантастика? Нет, реальность! Все это реализовано в первом в Москве «умном» ЖК «Лица» на Ходынском бульваре.

Совместно с застройщиком Capital Group эти задачи решила компания AlphaOpen с помощью своей программной платформы Alphalogic. Множество элементов «умного» дома и «умного», не побоимся этого слова, ЖКХ были включены в единую систему с возможностью управления через специальное мобильное приложение или веб-приложение, доступное всем жильцам. В таком доме автоматически считываются и анализируются данные бытовых счетчиков, регистрируются поломки и аварии. Система автоматически отслеживает и сообщает сотрудникам безопасности, сколько гостей не из числа жильцов комплекса находятся в здании в настоящий момент.

Каждый житель дома имеет удаленный доступ через мобильное приложение ко всем службам: консьерж, видеодомофон, заказ пропусков для гостей, room-service, доставка продуктов, связь с управляющей компанией. Также жильцы могут установить в квартире «умные» устройства и управлять ими с помощью этого же мобильного приложения, которое интегрировано с информационными системами УК.

«Каждый житель дома имеет удаленный доступ через мобильное приложение ко всем службам: консьерж, видеодомофон, заказ пропусков для гостей, room-service, доставка продуктов, связь с управляющей компанией.»

Понятно, что это «точечное» и очень недешевое пока решение. Но совсем недавно сам мобильный телефон был предметом роскоши и позволить его себе мог далеко не каждый. А сейчас это предмет первой необходимости и трудно найти человека без «мобилки». Так что, вполне вероятно, совсем скоро такие дома станут обыденностью, а не «дорогой игрушкой», как сейчас. В пресс-службе ДИТ Москвы сообщили Банки.ру, что в стадии пилота находится проект «Электронный дом», позволяющий информировать москвичей о важных событиях, связанных с жилыми домами. Так что будущее наступает!

Большому кораблю — большие данные

Как вы думаете, каким образом городские власти понимают, что и как нужно реализовывать? Правильно: анализируя данные и узнавая потребности самих жителей. Посмотрим простой пример: как планировать техническую инфраструктуру в городе? Конечно, с помощью аналитики больших данных.

Специально для ДИТ Москвы мобильный оператор Tele2 провел исследование динамики передвижения населения. Оператор по своим данным может отслеживать динамику человеческого трафика по мере заселения в новостройки, время пребывания абонентов в «домашнем» секторе; анализировать, как они добираются до работы (на личном или городском транспорте), сколько времени тратят на дорогу. Кроме того, big data позволяет получить демографический срез населения по различным параметрам. Анализ этих данных помогает выявить потребности населения на конкретных территориях, максимально подстроив под них городскую инфраструктуру.

«Сегодня операторы связи — это не только провайдеры телекоммуникационных услуг, но и эксклюзивные поставщики больших данных, что способствует улучшению качества жизни горожан, — говорит генеральный директор «Tele2 Москва» Игорь Жижикин. — Предоставляя эту информацию городским органам власти Москвы, мы вносим свой вклад в развитие инфраструктуры города».

Вкалывают роботы, а не человек

На Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне, прошедшем в конце февраля 2018 года, в числе прочего обсуждались результаты исследования компании Ericsson: согласно проведенным опросам, многие москвичи ждут роботизации. 47% жителей хотели бы, чтобы их полностью обслуживали роботы, 49% не отказались бы от роботизированного двойника. Более половины жителей столицы надеются, что проблема пробок будет решена с помощью летающих беспилотных автомобилей, а две трети респондентов уверены, что через пять лет технологии виртуальной и дополненной реальности позволят проживать сфотографированные на телефон моменты.

Эти мечты не так уж далеки от реальности. Например, технологии беспилотного управления уже существуют. В 2017 году Tele2 совместно с РЖД проводил тестирование беспилотного управления подвижным составом, когда один оператор удаленно руководит работой сразу нескольких тепловозов, ориентируясь по камерам и различным датчикам. Использование стандарта 5G позволит масштабировать такие проекты на основе искусственного интеллекта в рамках целого города. Транспортные средства должны обмениваться данными о местонахождении других участников дорожного движения, оценивать их телеметрию и самостоятельно принимать те или иные решения по скоростному режиму, траектории и т. д.

Цифровая моя столица

Программа «Информационный город» продлится до конца 2018 года. Но на этом цифровизация столичного мегаполиса не закончится: следующая программа — «Цифровая Москва», рассчитанная на пять лет, находится в стадии разработки и будет представлена летом этого года. «Говорить о конкретных проектах пока преждевременно», — говорят в пресс-службе ДИТ.

Но уже сейчас в разработке два масштабных проекта. Во-первых, вышеупомянутый проект «Электронный дом». Во-вторых, ДИТ Москвы начал тестирование технологии блокчейн на платформе сайта «Активный гражданин».

Антонина САМСОНОВА, Алиса РЫБАКОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

grfand
16.04.2018 10:02
Вынужден добавить ложку дегдя в этот идеальный мир Москвы.
1.
Реализуется программа «Городской Интернет». В Москве были установлены 2,5 тыс. точек доступа к городскому Wi-Fi, организовано бесшовное интернет-пространство в метро и наземном транспорте.


Господа, вы опоздали лет на 5. С учетом того, что давно у всех операторов есть LTE, а гигабайт трафика стоит две копейки. мучиться с подключением к WIFI, когда на 2 мин работы 5 минут просмотра рекламы, когда база данных авторизаций утекла в сеть как то моветон, ей богу.

2.
«Умный город» не может обойтись без «Умного транспорта». В проекте задействованы более 2 тыс. светофоров, свыше 3,5 тыс. детекторов мониторинга дорожного движения и более 2 тыс. камер видеонаблюдения: они отправляют данные в Центр организации дорожного движения (ЦОДД). На главных трассах установлено более 160 электронных табло с информацией для водителей о дорожных работах, погоде, плотности автомобильного потока.

Я не знаю, где все эти светофоры, грамотной организации зеленой волны я не видел в Москве ни разу. Тут стоим, тут едем, тут опять встали.
Видеонаблюдение есть, тут не спорю. Штраф придет моментально, вот, правда, зато как убийство на против Кремля, я уж не говорю о ДТП на Кутозовском на встречке - так все камеры не работают, да к тому же были выключены или на профилактике.

99% интерактивных информационных табло на дорогах Москвы освещают крайне важную и полезную информацию: Водитель! Соблюдай скоростной режим". Но, большим прогрессом интерактивных табло я это не назову.

Карта тройка, эта та, которую после пополнения дистанционно, надо спуститься в метро и приложить к желтлому кругу, что бы пополнение прописать?

В целом, портал госуслуг и мосуслуг - хорош, и работа ведется.
ак они добираются до работы (на личном или городском транспорте), сколько времени тратят на дорогу. Кроме того, big data позволяет получить демографический срез населения по различным параметрам. Анализ этих данных помогает выявить потребности населения на конкретных территориях, максимально подстроив под них городскую инфраструктуру.
-а нормальный пример можно? что вот посмотрели на демографическую среду и во дворе дома номер 8 посадили три дерева. А без бигдата не посадили бы.
Потому как я большого отличия не вижу, как без бигдата работали, так и сейчас - разницы нет.
8

demonlord32
16.04.2018 10:19
Андрей (grfand) пишет:
Вынужден добавить ложку дегдя в этот идеальный мир Москвы.
1.
Реализуется программа «Городской Интернет». В Москве были установлены 2,5 тыс. точек доступа к городскому Wi-Fi, организовано бесшовное интернет-пространство в метро и наземном транспорте.


Господа, вы опоздали лет на 5. С учетом того, что давно у всех операторов есть LTE, а гигабайт трафика стоит две копейки. мучиться с подключением к WIFI, когда на 2 мин работы 5 минут просмотра рекламы, когда база данных авторизаций утекла в сеть как то моветон, ей богу.

2.
«Умный город» не может обойтись без «Умного транспорта». В проекте задействованы более 2 тыс. светофоров, свыше 3,5 тыс. детекторов мониторинга дорожного движения и более 2 тыс. камер видеонаблюдения: они отправляют данные в Центр организации дорожного движения (ЦОДД). На главных трассах установлено более 160 электронных табло с информацией для водителей о дорожных работах, погоде, плотности автомобильного потока.

Я не знаю, где все эти светофоры, грамотной организации зеленой волны я не видел в Москве ни разу. Тут стоим, тут едем, тут опять встали.
Видеонаблюдение есть, тут не спорю. Штраф придет моментально, вот, правда, зато как убийство на против Кремля, я уж не говорю о ДТП на Кутозовском на встречке - так все камеры не работают, да к тому же были выключены или на профилактике.

99% интерактивных информационных табло на дорогах Москвы освещают крайне важную и полезную информацию: Водитель! Соблюдай скоростной режим". Но, большим прогрессом интерактивных табло я это не назову.

Карта тройка, эта та, которую после пополнения дистанционно, надо спуститься в метро и приложить к желтлому кругу, что бы пополнение прописать?

В целом, портал госуслуг и мосуслуг - хорош, и работа ведется.
ак они добираются до работы (на личном или городском транспорте), сколько времени тратят на дорогу. Кроме того, big data позволяет получить демографический срез населения по различным параметрам. Анализ этих данных помогает выявить потребности населения на конкретных территориях, максимально подстроив под них городскую инфраструктуру.
-а нормальный пример можно? что вот посмотрели на демографическую среду и во дворе дома номер 8 посадили три дерева. А без бигдата не посадили бы.
Потому как я большого отличия не вижу, как без бигдата работали, так и сейчас - разницы нет.

Абсолютно согласен с вами. Городской Wi-Fi почти вымер, после закона об обязательной авторизации пользователей через номер телефона. Wi-Fi в метро - это полное убожество, которым пользуешься только из-за отсутствия интернета в телефоне. Так бы никогда его не включал.
2

wakizashi1974
16.04.2018 11:57
Еще ложка дегтя по поводу "умных" городов, домов, и т.д.
Учитывая тот факт, что к информационной безопасности люди, разрабатывающие и обслуживающие подобные системы, относятся крайне пренебрежительно (видимо, по простоте душевной, не понимая, насколько все серьезно), "умные" города и дома - лакомая цель как для хакеров, работающих по коммерческому найму (сбор компромата на конкурентов, и т.д.), так и для хакеров и террористов, работающих на спецcлужбы.
Ну и закон больших чисел тоже работает, учитывая что в среднем на 1000 строк кода приходится 5 ошибок, теорию надежности знают (из программистов и программных архитекторов) единицы, fuzz-тестирования АСУ не проводится, оборудование используется с "закладками" (по законам США, например, производители и ПО, и оборудования _обязаны_ встраивать "закладки", а еще вопрос, кто ими воспользуется, лицевая или теневая - террористы - сторона спецслужб...) и т.д.

И вопрос тогда - а становится ли безопаснее?
Может все-таки надо начать с образования детей и взрослых, а только потом уже вводить автоматизацию всего и вся?
3

b1754
16.04.2018 14:17
Москва взялась за ум???
Неужели решена проблема с долгами за ЖКУ? За должников платят остальные - нормально? Проблемы прозрачности тарифов нет (почему стоимость передачи и иных услуг вдвое выше стоимости производства электроэнергии?)? С отоплением проблемы(тепло на улице, температура стоянка под 80 градусов, -10 на улице - стояк ниже 50. Включают обозреватель электрический или открываю балкон. Нет проблем) У моего подъезда по высочайшему распоряжению спилили ограждение газона и на метр уже газон заезжен, что там будет расти? На днях в соседнем подъезде выгорело полэтажа, по отчётам 5 кв.м. и виновных нет и не найдут. Я думаю, это просто бардак.
4

СоняЛи
16.04.2018 16:57
— Создана единая точка доступа к городским ресурсам: официальный сайт мэра и правительства Москвы mos.ru.
работающие исключительно локомотивом выдвижения мэра на новый срок

— Реализуется программа «Городской Интернет».
никому не нужный, а наоборот мешающий нормальному коннекту с LTE

— «Умный город» не может обойтись без «Умного транспорта».
когда то автобусы, ездили сверяя график движения по будильнику в диспетчерской
Теперь на них работает умный город, Gps, глонасс и еще десяток сервисов, автобусы прониклись и стали ездить по спец графику "30+3" - это когда 30 минут автобуса нет, а потом приезжают сразу три машины. В первую набиваются все кто ждал полчаса, а вторая и третья едут паравозиком пустые.
Это такое ноухау мостранса, чтобы уменьшить степень амортизации машин

— Много внимания уделяется «Электронным услугам». Именно благодаря проекту «Умный город» можно удаленно пополнить карту «Тройка», оплатить штрафы ГИБДД, записаться к врачу — всего 222 услуги и сервиса.
Именно благодаря электронным услугам ты, получая отказ с формулировкой "Некорректно поданные документы", даже не знаешь причины и спросить тебе НЕ У КОГО

— Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) была запущена еще до старта программы «Информационный город» — в 2011 году. Через ЕМИАС можно найти ближайшую поликлинику и записаться на прием к врачу.
Через три месяца. Когда либо само пройдет либо поздно будет. А если будет поздно, то и медкарту твоим горюющим родственникам представят в электронном виде соответствующем диагнозу

— Каждый житель может поучаствовать в жизни города через интернет-порталы. Москвичи могут воспользоваться для решения насущных вопросов порталами «Наш город» — для взаимодействия с правительством Москвы и «Активный гражданин» — для возможности высказать свое мнение по вопросам города и поучаствовать в опросах жителей.
Уже поучаствовали. В результате участия активных граждан 5000 добротных домов снесут с лица земли, а их жителей переселят в новострой годами не продающийся изза строительных недоделок.

— В 2016 году был запущен проект Московской электронной школы (МЭШ).
В результате работы электронного дневника ребенок может лечь спать звездой и надеждой школы, а проснуться безнадежным двоечником, потому что оценки в нем возникают из ниоткуда и исчезают в никуда.

Зато все поработали
4

Обучение

Материалы по теме