Как банки портят вашу кредитную историю

Финансовая репутация россиян может разрушиться без их ведома и вины

Дата публикации: 05.10.2018 00:02 Обновлено: 08.10.2018 00:08
22 978
Время прочтения: 6 минут
Автор
Юлия Кошкина, корреспондент в Банки.ру до 2020 года
Юлия Кошкина корреспондент в Банки.ру до 2020 года
Источник
Banki.ru

В конце сентября стало известно, что ЦБ выявил три действующих банка, которые портили кредитные истории россиян. Банки.ру решил выяснить, кто и как мог подмочить финансовую репутацию россиян.

Испортить, чтобы удержать

Никто не расскажет о клиенте лучше, чем его кредитная история. По закону любой факт финансовой биографии россиянина фиксируется и хранится десять лет с момента последних изменений. Доступ к услугам кредитования сейчас имеют свыше 70% взрослого населения, подсчитали в ЦБ. А значит, в кредитных бюро содержатся данные примерно о сотне миллионов клиентов. Было бы наивно считать, что система не имеет ошибок, но в случае с кредитными историями малейшая неточность может испортить жизнь клиенту на много месяцев. Даже если он оказался добросовестным.

​ЦБ: три российских банка портили кредитные истории россиян

Алексей из Екатеринбурга в прошлом году взял потребительский кредит на 1 млн рублей в СКБ-Банке. К февралю сумма долга сократилась до 825 тыс., и мужчина решил погасить обязательства досрочно.

«Летом попытался оформить новый кредит в других банках — отказы везде. С момента закрытия кредита до заказа кредитной истории, из которой узнал о «висящем» на мне обязательстве почти в миллион, Альфа-Банк мне отказывал раз пять. Я несколько месяцев бился о стену финансовых учреждений всего лишь потому, что специалист СКБ-Банка не исполнил свои обязательства надлежащим образом», — рассказывает собеседник Банки.ру. В его случае кредитную историю исправили быстро, сразу после обращения в банк. Но так везет не всем.

Ирина из Москвы с 2016 года платила ипотеку в Сбербанке. Ставки по ссудам на жилье снижались, и женщина этой весной решила рефинансировать долг.

«Обратилась в АИЖК — мне отказ. Понять не могу, почему отказ: зарплата нормальная, просрочек не допускаю, кредитуюсь уже очень давно», — говорит собеседница Банки.ру. Позднее она выяснила, что в ее кредитной истории указана просрочка свыше 90 дней по ипотечному кредиту.

«Иду в Сбербанк, говорю им, что по БКИ (бюро кредитных историй. — Прим. Банки.ру) у меня числится просрочка, а они говорят: «Нет, у нас все хорошо». Я в одно отделение поехала, во второе, в головной офис, позвонила по всем телефонам. Потом перестала с ними бодаться, поехала в БКИ. Заплатила деньги, мне дали выписку, и я увидела, что действительно есть просрочка. С этой выпиской я пошла в Сбербанк, с круглыми глазами на меня все посмотрели: «Ой, этого быть не может, мы посмотрим и что-нибудь придумаем». Так они меня «мурыжили» три месяца», — возмущается Ирина. Исправить кредитную историю она смогла, только пообещав обратиться в Центробанк. После устранения недочетов женщина перестала быть клиенткой Сбербанка. Она убеждена, что проблемы с кредитной историей возникли не случайно. «Я так понимаю, что это все сделано, чтобы не терять клиентов. Понятно, где они еще найдут клиента с ипотекой в 6 миллионов рублей под 13% годовых?!» — заключает Ирина.

Десятки похожих историй можно обнаружить в «Народном рейтинге» Банки.ру. В прошлом году ситуация в этом сегменте обслуживания клиентов стала беспокоить и ЦБ. Большая часть заемщиков с нетиповыми обращениями к регулятору жаловались на испорченную кредитную историю, рассказывала представитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Ольга Шеховцова. Это стало поводом для масштабной проверки. Выяснилось, что три банка не соблюдали законодательство о кредитных историях. А еще 12 (в том числе два банка из топ-10) были пойманы на мелких нарушениях.

Кто крайний?

В Банке России отказались сообщать, какие кредитные организации вызвали недовольство регулятора. Там также не пояснили, какие надзорные действия применялись к нарушителям, поскольку это действующие банки.

Тогда Банки.ру проанализировал отзывы пользователей в «Народном рейтинге», оставленные с начала года. Поскольку количество обращений часто зависит от величины банка, был взят процент жалоб по поводу кредитных историй от всех обращений в «Народный рейтинг» по конкретной организации. Анализ проводился по разным видам продуктов.

Так, в сегменте потребительского кредитования большую долю жалоб на ведение кредитных историй имеют «ФК Открытие» (12,9%), банк «Хоум Кредит» (8,2%), а также Альфа-Банк (6,3%). Первые два — в числе «лидеров» антирейтинга по кредитным картам. У «Открытия» число обращений по этой проблеме составляет 8,6%, у «Хоум Кредита» — 8,2%. В этом сегменте их опережает только Бинбанк вместе с присоединенным Бинбанком Диджитал (9,6% и 9,3% негативных отзывов). Однако на перечисленные банки почти не жалуются те, кто брал автокредиты. Здесь претензии пользователей Банки.ру по ведению кредитных историй касались Росбанка (26,7%), Сбербанка (15,4%) и банка «Восточный» (12,5%).

««Обратилась в АИЖК — мне отказ. Понять не могу, почему отказ: зарплата нормальная, просрочек не допускаю, кредитуюсь уже очень давно».»

В этих трех банках сообщили, что процент жалоб небольшой и это не вызывало претензий со стороны регулятора.

В банке «Хоум Кредит» подтвердили, что от уполномоченного представителя Банка России периодически поступают обращения клиентов по вопросам взаимодействия с бюро кредитных историй. Рост числа жалоб там связывают с предстоящим ужесточением банковского законодательства.

В Бинбанке большое количество претензий объяснили техническими сложностями. «После перевода Москомприватбанка (ныне — Бинбанк Диджитал) на единую технологическую платформу с Бинбанком мы столкнулись с рядом технических трудностей при передаче данных о действующих заемщиках этой кредитной организации. В результате по некоторым клиентам могли передаваться некорректные сведения в бюро кредитных историй», — пояснили в пресс-службе кредитной организации.

В Альфа-Банке и «Открытии» не ответили на запрос Банки.ру.

Как портится паспорт заемщика

Данные о финансовом положении россиян обновляются кредиторами: банками, МФО и кредитными кооперативами. Они формируют файлы исходя из своих внутренних учетных систем, документы шифруются, подписываются электронной подписью, а потом передаются в бюро кредитных историй, поясняет генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин. БКИ, в свою очередь, проверяет целостность файла, корректность подписи, расшифровывает его и приступает к загрузке в базу данных, продолжает эксперт.

По оценкам Объединенного кредитного бюро, по вине кредиторов портится менее 0,5% кредитных историй. «Эквифакс» приводил цифру 2—3%.

В профиле заемщика могут быть отражены просрочки, которых не было, а также «чужие» обязательства — например, когда мошенники оформляют кредит на имя человека. Нарушением также считается несвоевременная подача данных о клиенте. Согласно закону новая информация должна передаваться в бюро кредитных историй в срок до пяти рабочих дней. На практике этот процесс растягивается на две недели, говорит заместитель руководителя интерактивных сервисов Банки.ру Елена Калинкина. Однако виноват в этом не всегда банк.

«Зачастую причина кроется не совсем в банке. У каждого бюро свое ПО, и для каждого банка нужно сформировать отдельный файл, банки же обычно рассылают типовые файлы. В одном бюро распаковка пройдет штатно, а в другом выдаст ошибку», — отмечает Калинкина.

Такие случаи редкость, утверждает менеджер по развитию данных Объединенного кредитного бюро Евгений Даниленко. «В штатном режиме загрузки предусмотрен технический контроль файлов перед загрузкой в бюро. При выявлении ошибок банк получает отчет с указанием того, что нужно исправить для успешной загрузки, затем исправляет и присылает данные вновь», — поясняет эксперт.

Если технический фактор сводится к минимуму, то остается человеческий. Кредитная история может исказиться или не обновиться вовремя из-за элементарной невнимательности банковского работника.

Работа над ошибками

Ключ к любой кредитной истории — так называемый код субъекта. Он присваивается заемщику при оформлении первого кредита и является бессрочным. Это своеобразный ПИН-код, который позволяет проверить данные о себе дистанционно.

Зная свой код, можно обратиться в Центральный каталог кредитных историй на сайте Банка России. Там уже будет видно, в каких бюро хранится информация о заемщике. Иначе придется побегать — в банк и различные БКИ. Но это уже совсем другая история.

Юлия КОШКИНА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

s2p4
05.10.2018 08:28
Больше всего раздражает обилие БКИ. Почему заемщик должен бегать и выяснять в центральном бюро кредитных историй где хранятся его истории? Почему бы не обязать кредитные учреждения информировать заемщика с какими бки оно работает? Или самих БКИ. Работаешь с клиентом - информируй о том что начал работу.

Эх разрешили бы запрет писать на передачу перс данных кому попало включая мало распространенные и плохо автоматизированные БКИ с удовольствием бы сузила выбор кредиторов до 1-2 вариантов.
11

svarzan
05.10.2018 11:54
Надо обьединить все БКИ в Одно.
7

andrej-mekhanikov
05.10.2018 12:56
Дважды пытался получить код субъекта кредитной истории в ЮниКредит Банке. Ввожу код на сайте ЦБ - ответ данные не найдены. ЮниКредит настаивает, что всё делают правильно. Проверить не возможно. В другом банке вообще отказались создать/предоставить код. Такое ощущение, что банки это умышленно делают, чтобы вынудить клиента запросить отчет через них за отдельную плату. Знаю, что кредитная история у меня есть и не в одном БКИ, а в каких именно узнать невозможно. Нужно автоматизировать создание кода субъекта КИ и сделать нумерацию единую для всех банков, обязать банки указывать код субъекта КИ в кредитном договоре, чтобы исключить ошибки и недоразумения.
4

claclu
05.10.2018 16:46
Обратилась в АИЖК — мне отказ. Понять не могу, почему


Летом попытался оформить новый кредит в других банках — отказы везде. (...) до заказа кредитной истории, из которой узнал о «висящем» на мне обязательстве почти в миллион, Альфа-Банк мне отказывал раз пять


А объясните мне, как это работает в России?

Если я запрашиваю кредит в любом банке в США, и мне приходит отказ, там в обязательном порядке указана причина. Справедливости ради, причина в отказе может быть ооочень расплывчатой, но, если она взята из моей КИ, там обязательно будет написано, что-то типа "информация, сыгравшая роль в принятии решения: данные БКИ Transunion" (пример), а в причине - "Негативная информация в КИ"

Более того, с этим отказом я могу в течение 60 дней обратиться в Transunion, и запросить там БЕСПЛАТНО и МГНОВЕННО кредитную историю, а в графе "Причина запроса" указать "Adverse action based on credit bureau data" (т.е. "неблагоприятное действие на основе информации из КИ").

Из примеров (если я их интерпретирую правильно) складывается впечатление, что российские банки, как болванчики, лепят отказы с каменным выражением лица, даже не потрудившись объяснить клиенту, на основании чего отказ. У кого-то вон хватает энергии 5 раз в один и тот же банк подать, а банк 5 раз молчит, как партизан относительно причин

В чем прикол?
2

VPliousnine
05.10.2018 17:20
Clu (claclu) пишет:
Обратилась в АИЖК — мне отказ. Понять не могу, почему


Летом попытался оформить новый кредит в других банках — отказы везде. (...) до заказа кредитной истории, из которой узнал о «висящем» на мне обязательстве почти в миллион, Альфа-Банк мне отказывал раз пять


А объясните мне, как это работает в России?


Всё очень просто: банк, принимая решение о выдаче (и, соответственно, невыдаче) кредита не обязан ничего объяснять клиенту.
2

Обучение

Материалы по теме