Даже те, кто много лет работает на банковском рынке и рынке телекома, иногда совершают ошибки. И тогда приходят они. Коллекторы.
Первые звоночки
Здравствуйте, меня зовут Антонина Самсонова, и я… должник. Вообще-то, я всегда очень аккуратно обращалась с деньгами: вовремя вносила платежи по кредитам и кредитным картам, следила за своими счетами, не нарушала сроков. Поэтому письмо о долге от коллекторов повергло меня в глубокий шок. Но обо всем по порядку.
Оглядываясь назад, я понимаю, что о наличии долга можно было догадаться. Сначала Альфа-Банк отказал мне в кредитной карте. Я, уверенная в своей непогрешимости, конечно, удивилась, но значения этому факту не придала. Потом тот же банк не одобрил мне кредит на покупку телефона, хотя я зарплатный клиент. Проверить свою кредитную историю мне в голову не пришло, хотя надо было.
«Открыв письмо, в котором большими буквами было написано «Не покидайте ваш населенный пункт», мама в панике позвонила мне.»
«Не покидайте ваш населенный пункт!»
Первой о моем долге узнала мама. У нас с ней договоренность, что мои письма она открывает и сообщает мне, если что-то срочное. Открыв письмо, в котором большими буквами было написано «Не покидайте ваш населенный пункт», мама в панике позвонила мне. После десяти минут попыток успокоить маму и 40 капель «Валокордина» я начала вникать, в чем дело.
Оказалось, что совет не покидать населенный пункт относился к личной встрече с коллекторами, которая, спасибо скорости Почты России, должна была состояться за несколько дней до того, как мы это письмо получили. То ли коллекторы про нас забыли, то ли не застали. Оно и к лучшему. Стресс от личной встречи был бы гораздо сильнее, чем от письма.
Успокоив маму, я начала разбираться. И после получения сканов письма, звонка в кол-центр «Билайна» (в котором меня послали в офис), посещения ближайшего салона связи оператора (для выяснения номера, по которому образовался долг), повторного звонка в кол-центр для дальнейшего прояснения ситуации (вооружившись номером) и звонка в кол-центр коллекторов мне открылась Истина.
Коллекторы мягко посоветовали оплатить долг в тот же день, пообещав двойной штраф за неоплату. Долг я покорно оплатила сразу же. Но решила докопаться до истины, чтобы больше таких ошибок не повторять.
Я про них забыла, а они про меня — нет!
Сказать, что я удивилась письму коллекторов, — ничего не сказать. Сначала я даже подумала, что это какие-то мошенники (кстати, вариант с мошенниками всегда стоит иметь в виду и проверять, есть ли долг на самом деле, прежде чем его оплачивать). Но, когда я обратилась в офис «Билайна», наличие долга мне подтвердили. Кроме того, мне подтвердили, что мой долг продан коллекторам.
Теперь предстояло разобраться, каким образом этот долг образовался. В кол-центре «Билайна» мне отказались давать информацию по паспортным данным, так как номер телефона, по которому образовался долг, я, естественно, не помнила. Отправили в офис оператора. Хотя в пресс-службе утверждали, что сотрудники службы поддержки должны были сообщить мне всю информацию по паспортным данным. Видимо, мне попался неопытный консультант. Хорошо, идем в офис.
Вот он, момент истины! Выяснилось, что когда-то давно для тестирования сервисов мне понадобился номер с постоплатной системой (это важно!). Сначала номер использовался на работе, потом пару месяцев он был для меня резервным. Затем этот номер я отдала сыну, он им какое-то время пользовался. Потом для сына была куплена сим-карта другого оператора, а эту «симку» я заблокировала: авось понадобится. Заблокировала, положила в ящик стола и, естественно, благополучно про нее забыла. Как выяснилось, зря.
Заблокируй и плати!
Добровольно заблокировав номер, я решила, что он просто остается моим. Когда захочу — разблокирую. Лежит, есть не просит. Оказалось — просит. Заблокированный номер продолжает жить, и то, что я им не пользуюсь, не делает его жизнь менее насыщенной. Конечно, нужно было прочитать все условия. Естественно, меня должно было насторожить то, что номер постоплатный. Но получилось то, что получилось. Оказывается, за время блокировки каждый месяц списывалось 50% абонентской платы. Эта информация была указана в описании тарифного плана, но я поленилась его изучить перед блокировкой. Накопился долг. Правильно это или нет — платить за номер, которым не пользуешься, — это, конечно, вопрос. Но правила есть правила. Сама виновата, надо было внимательно условия читать. А вот дальше началось самое интересное!
«За время блокировки каждый месяц списывалось 50% абонентской платы. Так накопился мой долг. Правильно это или нет — платить за номер, которым не пользуешься, — это, конечно, вопрос. Но правила есть правила.»
Вы когда-нибудь пытались дозвониться на заблокированный номер?
Через три месяца неоплаты я стала настоящим должником. О чем «Билайн», со слов сотрудников службы поддержки, мне неоднократно напоминал: СМС, звонки автоинформатора, звонки сотрудников кол-центра. Только, напомню, номер был ЗАБЛОКИРОВАН! Сим-карта лежала в ящике стола, дозвониться до меня было невозможно. При этом я продолжала быть абонентом «Билайна», активно пользовалась другим номером (и до сих пор пользуюсь). Оба номера были зарегистрированы на один и тот же паспорт. Только вот на действующий, незаблокированный номер мне сообщений о долге не поступало. Писем на электронную почту также не было. Бумажных писем на домашний адрес не приходило. В кол-центре мне объяснили, что это вполне нормальная практика работы с абонентами-должниками. В ответ на мой вопрос о вероятности дозвона при условии блокировки номера, о которой, естественно, знает оператор, сотрудник кол-центра посмеялся. Признал, что это довольно странный подход, но — «таковы правила».
Правда, в пресс-службе «Билайна» меня заверили, что на мой действующий номер все же звонили один раз, но сработал автоответчик (видимо, я была в этот момент в метро). Почему этой информации не было у сотрудника кол-центра — большой вопрос. Как мне кажется, при однократном недозвоне на действующий номер (а у оператора точно есть информация о том, что я активный абонент) все же стоило отправить СМС с информацией о долге. Думаю, оператору стоит подумать о пересмотре правил общения с должниками, ведь одно простое СМС на действующий номер могло бы кардинально изменить ситуацию. И мою кредитную историю.
Поэтому в итоге о долге я узнала от коллекторов. Естественно, к этому времени и долг мой вырос (долг «Билайну», плюс пени, плюс неустойка) и кредитная история была попорчена.
Будьте бдительны, люди
Такие истории учат нас прежде всего внимательности. И ответственному отношению к любым счетам, где есть деньги. Будь то счет в банке или телефонный счет. Для себя я выработала несколько правил, которых теперь буду стараться придерживаться. Думаю, эти правила будут нелишними для многих из нас.
— Если вам пришло письмо от коллекторов, прежде чем платить, убедитесь, что долг есть на самом деле.
— По всем сим-картам, которыми вы не пользуетесь, необходимо расторгнуть договоры. Сделать это можно, придя с паспортом в любой офис продаж вашего оператора. Блокировка не означает расторжения договора!
— Все банковские карты, которыми вы не пользуетесь, нужно закрыть в отделении вашего банка.
— Обязательно берите и сохраняйте документы о закрытии счетов, сим-карт и возврате долга. Такие документы очень пригодятся в спорных случаях и позволят вам сохранить свое доброе имя и хорошую кредитную историю.
— Регулярно проверяйте свою кредитную историю, тем более раз в год это можно сделать бесплатно. Также существуют сервисы, где проверить кредитную историю можно онлайн, например на портале Банки.ру.
Ну и самое главное — нужно помнить, что все решаемо. И даже самые абсурдные ситуации лучше встречать с юмором. Улыбайтесь, господа! Но кредитную историю проверяйте.
Антонина САМСОНОВА, Banki.ru
Комментарии
Вполне нормальный подход и обычные правила для наших операторов - иметь деньги со всех клиентов, не стесняя себя рамками здравого смысла. 'Спящих' абонентов пересаживать на другие тарифы и драть бабло - тоже тема.
Уважаемая, зачем врать? Захожу по ссылке и вижу, что "Заказ кредитной истории из нескольких бюро одновременно обойдется вам дешевле, чем запросы информации из нескольких бюро по отдельности. На странице заказа кредитной истории вы еще сможете изменить свой выбор". Итого показана сумма: 2370 руб.
Где бесплатно?
Один раз испробовав это на себе отказалась от тв приставки Билайна. В общей сложности из-за 100 с небольшим рублей долга и плохом информировании - месяц (!) разборок, походы в офис, три обращения на сайте, радость общения с колл центром Билайна и этими «коллекторами».
Здравствуйте! Это две разные темы. Действительно, раз в год по закону вы можете проверить свою кредитную историю бесплатно. Но это не онлайн. Наш сервис дает возможность сделать это онлайн, но он, как вы абсолютно правильно заметили, платный. Спасибо за ваш комментарий, разграничим эти варианты четче.
Да, к сожалению тут ситуация формата "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". И приходится самим все контролировать