Как Новый год встретишь, так его и проведешь, поэтому многие предпочитают отправляться в праздничную неделю в путешествия. О каких страховках стоит позаботиться, прежде чем паковать чемоданы?
Страховка для заграницы
В страховой компании «Согласие» проанализировали, куда отправляются на нынешние новогодние каникулы клиенты, которые покупают полис страхования выезжающих за рубеж (ВЗР). Лидируют, конечно, традиционно зимние направления — Франция (28,5% туристов), Италия (4,4%), Швейцария (1,7%). Но 2,7% путешественников поедут на Новый год в Турцию, несмотря ни на что. И есть смельчаки, которые отправляются на острова Теркс, Кайкос и даже в Антарктиду — ну а где же еще можно найти настоящую зиму в январе?
Вне зависимости от направления без полиса ВЗР не обойтись. Приобрести его можно в несколько кликов на сайтах страховых компаний или специализированных агрегаторов.
Главное здесь — проследить, чтобы страховка максимально покрывала потенциальные риски, особенно если путешествие планируется в экзотическую страну. В прошлый Новый год из 800 обращений за медицинской помощью 62% пришлось на Таиланд, рассказали в СК «Сбербанк страхование». Среди экзотических случаев — укусы насекомых, обезьян и ядовитой змеи, а самыми распространенными причинами обращений за медпомощью были ОРВИ, кишечные отравления и травмы. Кроме того, в топ-5 стран вошли также Россия (5%), Индия (4%), Индонезия (3,5%) и Вьетнам (3%).
«Перед покупкой полиса внимательно изучите, что входит в страховку, и при необходимости оформите полис с расширенным покрытием, — советует руководитель управления по развитию личного страхования СК «Сбербанк страхование» Елена Кошелева. — Стоимость медицинских услуг за рубежом очень высокая. Даже самая распространенная страховая сумма по этому виду в размере 2 миллионов рублей не всегда покрывает расходы на медпомощь за границей».
Базовая страховка обычно компенсирует медицинские расходы в случае травмы или внезапного заболевания. Покроет ли она затраты, если в путешествии обострится хроническое заболевание, нужно уточнять при покупке полиса. Как и расходы на госпитализацию, экстренные операции, транспортировку застрахованного в медучреждение или на родину.
При наступлении страхового случая в первую очередь необходимо позвонить в сервисную компанию по телефону, указанному в страховке, сообщить данные о застрахованном, изложить суть проблемы и следовать указаниям сотрудника. Это важное правило, потому что страховая компания оплачивает только согласованную с их сотрудниками помощь. Начать со звонка в скорую или спасателям можно, только если промедление опасно для жизни или если застрахованный без сознания. Но затем либо сам застрахованный, когда будет в состоянии это сделать, либо его представитель, либо врач медучреждения должны связаться со страховщиком.
От несчастных случаев на родине
По данным сервиса бронирования Tvil.ru, россияне, решившие отдохнуть на родине, в эти новогодние праздники чаще всего выбирают Крым, Краснодарский край, Ленинградскую, Московскую, Кемеровскую, Тверскую и Ярославскую области. Россияне бронируют новогодний отдых в среднем на 3—5 дней, дольше всего планируют задержаться на курортах Краснодарского края. Компаниями до шести человек туристы предпочитают отдыхать в Кемеровской, Тверской и Ярославской областях. Ставрополье на Новый год популярно у туристов, путешествующих вдвоем. Семейные туристы с детьми выбирают для новогоднего отдыха Крым и Краснодарский край, Ленинградскую область и Карелию, а также Татарстан.
На территории России действует обязательное медстрахование, которое покроет расходы на лечение. Можно перестраховаться и купить еще и страховку добровольного медстрахования, которая предоставляет воспользоваться более широким перечнем медицинских услуг. Но ни ОСМ, ни ДМС не поможет, например, отдыхающему, который въехал на снегоходе в чужой автомобиль. На этот случай существуют полисы страхования гражданской ответственности в связи с причинением вреда имуществу, жизни и здоровью третьих лиц.
На время поездки можно обезопасить не только себя, но и свое жилище. Поэтому страховщики для этого предлагают расширенный пакет услуг для путешественников, включающий в себя страхование от внезапного заболевания, несчастного случая, страхование багажа, риска отмены и прерывания поездки.
До 19 января 2020 года для читателей Банки.ру действуют специальные предложения со скидками до 40% по девяти страховым продуктам от пяти страховых компаний. А десять человек, оформивших полисы, получат еще и денежные призы (до 3 тыс. рублей).
Проверь перевозчика
Стоит ли дополнительно страховаться от невылета? Погода зимой менее предсказуема, рейс могут задержать или отложить. Обычно в этом случае перевозчик обеспечивает пассажиров питанием, а при длительной задержке рейса еще и проживание в гостинице и трансфер из аэропорта. Но если есть перед путешествием приобрести полис от невылета или задержки рейса, то можно получить от страховой компании дополнительное возмещение. У некоторых страховщиков выплаты по полису от задержки рейса упрощены до такой степени, что они самостоятельно уведомляют клиентов о наступлении страхового случая и автоматически перечисляют возмещение на указанную при покупке полиса банковскую карту.
Что касается ответственности перевозчика перед пассажирами, авиакомпании страхуют ее сами. Другое дело — наземный транспорт. По закону перевозчики должны страховать ответственность (ОСГОП) всего подвижного состава. При попадании в ДТП ущерб жизни, здоровью или имуществу пассажиров будет возмещать страховая компания. Страхование ответственности перевозчика не такое уж дорогое удовольствие — по данным Национального союза страховщиков ответственности (НССО), в почти 93% договоров средняя премия не превышает 17 тыс. рублей. За нарушение требования об обязательном страховании ОСГОП предусмотрена административная ответственность, но ни риск попасть под нее, ни относительно невысокая стоимость страховки не гарантирует, что весь транспорт перевозчика застрахован. Когда полиса нет, выплаты пострадавшим производит сам перевозчик по решению суда. Если бизнес перевозчика небольшой, с минимумом активов и арендованными автомобилями, то установленная законом выплата в размере до 2 млн рублей за каждого пострадавшего, скорее всего, обанкротит его. А пострадавших оставит без компенсации.
Проверить, есть ли у перевозчика договор страхования, можно на сайте НССО по госномеру транспортного средства. Правда, смысла в этом особого нет, ведь номер автобуса обычно становится известен непосредственно перед посадкой. Не пропускать же автобус.
Такси без гарантии
Еще сложнее ситуация со страхованием пассажиров легкового такси. «Страхование ответственности перевозчика перед пассажирами охватывает все виды пассажирского транспорта за исключением метро и такси. Для метро законом предусмотрены отдельные положения, позволяющие метрополитену не заключать договоры страхования пассажиров, но при наступлении страхового случая обязывающие его произвести выплаты, как при наличии таких договоров, — объясняет вице-президент НССО Светлана Гусар. — Легковое такси остается единственным из видов пассажирского транспорта, которое не включено в систему обязательного страхования ответственности». Закон о его включении в октябре 2018 года был принят Госдумой в первом чтении, однако на второе чтение вынесен не был.
Пострадавшие пассажиры такси могут рассчитывать только на компенсацию по закону об ОСАГО в размере 500 тыс. рублей, что в четыре раза меньше, чем в случае с происшествием на других видах пассажирского транспорта. Количество страховых случаев с такси в России, по данным ГИБДД, выросло с начала года на 60% до 2,7 тыс., а в Москве на 70% — до 1,3 тыс. В авариях погибло 110 человек (на 41% больше), 3,66 тыс. человек получили ранения (на 63% больше).
Но даже обычные полисы ОСАГО есть не у всех. Координатор движения «Синих ведерок» Петр Шкуматов рассказал, что из 2 579 автомобилей, попавших в объектив камеры в процессе мониторинга в Москве, полисы ОСАГО отсутствовали у 520 — это 20% машин. Из 101 автомобиля такси в том же потоке у 50 не было «автогражданки», еще 13 имели полис для личных целей, а не для работы в такси. Некоторые агрегаторы, например «Яндекс.Такси» или Gett, добровольно страхуют ответственность водителей. Но таких немного. Поэтому, задумывая поездку на такси, стоит поинтересоваться наличием хотя бы полиса ОСАГО. Либо обзавестись полисом от несчастных случаев, включающем и травмы на дороге.
Комментарии
Летал намедни в Таиланд, ВСК включила в пакет с медициной страховку от невылета. Аэрофлот задержал вылет на 10 часов. Заходил в офис ВСК, узнавал - выплата за задержку вылета положена только в размере связанных с задержкой доказанных страхователем расходов на питание и то же самое если понадобилось проживание в гостинице. А так как Аэрофлот вручил чеки на питание - выплаты страховки не положены от слова "вообще".
"У некоторых страховщиков выплаты по полису от задержки рейса упрощены до такой степени, что они самостоятельно уведомляют клиентов о наступлении страхового случая и автоматически перечисляют возмещение на указанную при покупке полиса банковскую карту."
Сказки про белого бычка, а в реальной жизни всё как обычно - у страховщиков 150 закреплённых в "оферте на сайте" поводов ничего не выплачивать.