Сжатие корпоративного сегмента, несмотря на рост объема розничных сделок, привело к снижению темпов прироста лизингового рынка в 2019 году до 15%. Новый бизнес демонстрирует высокую корреляцию с кредитами, направленными на инвестиции в основной капитал, но заметно уступает по объемам. Замедление банковского кредитования и повышение ключевой ставки приведут к сокращению объема финансирования лизинговых компаний и росту его стоимости в 2020 году. Ухудшение макроситуации окажет давление на ключевые сегменты лизингового рынка и повлечет его сокращение на 10% по итогам 2020 года после четырехлетнего роста. Об этом говорится в материале рейтингового агентства «Эксперт РА» «Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста».
На протяжении 2019 года российский рынок лизинга демонстрировал более скромные темпы прироста, чем в 2016—2018-м, что не помешало ему удержаться в топ-пятерке крупнейших европейских рынков лизинга по итогам первой половины прошлого года. По итогам 2019 года объем нового бизнеса составил 1,5 трлн рублей (плюс 15%), демонстрируя снижение темпов прироста второй год подряд вследствие сокращения объема крупных корпоративных сделок с железнодорожной и авиатехникой.
Причиной сокращения ж/д сегмента во многом послужила стагнация объемов погрузки на железнодорожных путях в 2019 году (минус 0,9%), что в большей степени было обусловлено падением цен на уголь и, как следствие, ростом профицита некоторых видов вагонов. Авиализинг показал отрицательную динамику вследствие сокращения поставок в финансовый и оперативный лизинг самолетов «Сухой», что привело к минимальной за последние пять лет доле оперативного лизинга на рынке (9,3%). Договоры по морским и речным судам, а также крупная сделка с недвижимостью у лидера рынка поддержали корпоративные сегменты, которые тем не менее показали отрицательную динамику впервые с 2015 года.
Остальные сегменты, напротив, росли двузначными темпами (плюс 30%), что было обусловлено во многом динамикой автолизинга, а также сделками со строительной техникой и оборудованием для нефте- и газодобычи и переработки.
Если сравнивать объемы и динамику лизингового бизнеса с банковским кредитованием, то, по мнению «Эксперт РА», корректнее сопоставлять объем нового бизнеса лизинговых компаний не с общей выдачей кредитов корпоративным заемщикам, а с инвестиционным кредитованием. Как правило, инвестиционные кредиты идут на модернизацию и расширение производства, поэтому по своему назначению более близки к лизингу и нередко сопоставляются с ним. Ввиду того что в России отсутствует подробная статистика по инвесткредитованию, отчасти аналогом данного финансирования могут выступить банковские кредиты, входящие в состав инвестиций в основной капитал. Согласно данным Росстата, по итогам прошлого года объем выдачи таких кредитов составил 1,874 трлн рублей, а его динамика заметно коррелирует с объемом нового бизнеса лизинговых компаний, который более чувствителен к снижению инвестиционной активности в экономике. На протяжении последних лет лизинг сокращал отставание от объема выдаваемых кредитов, направленных на инвестиции в основной капитал, но по-прежнему уступает им, в то время как в отдельных странах (например, в Польше, которая по объему рынка сопоставима с Россией) стал превышать объем инвесткредитов.
Основным источником фондирования лизинговых сделок остаются банковские кредиты, доля которых в профинансированных средствах составляет не менее 60% на протяжении последних четырех лет. По данным Банка России, при оценке ежемесячной динамики объема кредитов, выданных лизинговым компаниям, отмечается их резкий рост в ноябре 2019 года (на сумму, эквивалентную 63 млрд рублей), во многом обусловивший рост объема корпоративных сделок, которому сопутствовало увеличение доли валютных выдач относительно 2018-го (в среднем 10% за 2019-й против 2,5% годом ранее). По мнению аналитиков, рост объема валютных кредитов на фоне укрепления курса рубля и снижения кредитных ставок в прошлом году может свидетельствовать о реализации части отложенного спроса со стороны клиентов на сделки с иностранным оборудованием. В предыдущие годы объем таких сделок сокращался, во многом они были точечными и совершались в периоды кратковременного укрепления рубля либо ввиду крайней необходимости в таком оборудовании из-за отсутствия достойных аналогов в России. С учетом девальвации национальной валюты в марте 2020 года привлечение данных кредитов несет повышенные риски для лизинговых компаний. Проблемы с обслуживанием валютного долга возникнут у авиакомпаний вследствие падения пассажироперевозок и у компаний, занимающихся добычей и транспортировкой угля и нефти, цены и спрос на которые продолжают снижаться.
Сегмент МСБ
Объем нового бизнеса с представителями МСБ по итогам 2019 года вырос на 27% и составил 795 млрд рублей, что формирует 53% лизингового рынка. «Локомотив отрасли в сегменте автолизинга для субъектов МСБ — это экспресс-продукты, — отмечает руководитель управления развития бизнеса автолизинга компании «ВТБ Лизинг» Вячеслав Михайлов. — Простой и понятный пакет документов и, самое главное, скорость принятия решения. В 2019 году счет шел уже не на дни, как еще два-три года назад, а на часы». При этом доля малого бизнеса в новом бизнесе в сегменте МСБ за последние шесть лет снизилась с 79% до 67%, что, помимо миграции части малых предприятий в средние, также обусловлено реальным сокращением их числа. Так, за 2019 год количество юрлиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся с микро- и малым предприятиям, сократилось на 122,5 тыс., или на 2%, а общее число представителей МСБ — на 2,1%. В то же время количество лизингополучателей по всем действующим договорам участников исследований «Эксперт РА» увеличилось за последние два года со 148 тыс. до 200 тыс., из которых, по оценкам агентства, около 170 тыс. являются представителями МСБ. В разрезе федеральных округов наибольший объем лизинговых платежей к получению на 1 тыс. предприятий МСБ приходится на Москву, Санкт-Петербург и Приволжский федеральный округ. При этом наименьшая доля компаний МСБ, являющихся клиентами лизингодателей, отмечается в Северо-Западном (за исключением Санкт-Петербурга) и Южном ФО.
Автолизинг
Порядка 70% сегмента МСБ занимает автолизинг, объем которого за прошлый год вырос на 26% и составил 453 млрд рублей. Более 50% нового бизнеса в автолизинге по-прежнему формируется грузовыми автомобилями, однако за 2017—2019 годы доля легковых автомобилей выросла с 43% до 47%, что также отразилось на доле лизинга в продажах легковых, а еще легких коммерческих и грузовых коммерческих автомобилей массой не более 3,5 тонны (LCV). Так, доля лизинга в продажах легковых автомобилей и LCV за 2019 год, по оценкам аналитиков, увеличилась с 9% до 10%.
При этом в прошлом году, как и в 2015-м, доля лизинга росла на фоне снижения автопродаж. Если пять лет назад рост доли лизинга был обусловлен меньшим сокращением объема лизинга легковых машин по сравнению с общими автопродажами из-за введения госсубсидий, то в 2019 году снижение процентных ставок и слабый рост экономики все больше стимулировали предприятия и население приобретать автомобили на заемные средства, в том числе в лизинг и кредит. В результате рост числа лизинговых сделок, основная часть которых приходится на автолизинг, составил около 19%, а количество выданных банками автокредитов выросло на 12%.
«Мы наблюдаем устойчивый тренд роста корпоративных продаж с использованием лизинга в период 2017—2019 годов. Более половины коммерческих организаций приобретают автомобили в лизинг, — отмечает управляющий директор Kia Motors Russia & CIS Александр Мигаль. — Доля лизинга в сегменте такси и такси-агрегаторов приближается к 75% всех продаж и почти 100% в каршеринг».
Поддержку автолизингу в 2019 году оказала активная работа лизинговых компаний на рынке каршеринга, что в том числе позволило московскому парку каршеринга превысить 30 тыс. автомобилей и стать крупнейшим в мире. «По нашим оценкам, на каршеринг и такси приходится примерно 12% рынка автолизинга, — говорит исполнительный директор компании «Контрол Лизинг» Александр Усов. — Мы видим конкуренцию на рынке такси, на этот сегмент стали обращать внимание лизинговые компании с госучастием».
При этом если Москва может быть близка к насыщению каршеринговыми автомобилями, то Санкт-Петербург, а также другие крупные города еще имеют большой потенциал для развития данного сегмента. Вместе с тем в дальнейшем износ автомобилей таксопарков и каршеринговых компаний будет обеспечивать стабильный спрос на лизинг автомобилей, что позволит лизинговым компаниям нарастить базу повторных клиентов. Согласно анкетированию, средняя доля повторных клиентов, имевших в течение последних трех лет действующий договор с лизинговой компанией, по итогам прошлого года составила 50% против 48% в 2017 году. Уровень одобрения заявок на получение лизинга со стороны лизинговых компаний также практически не изменился и составил около 60%.
Хлопок экономики
Если 2019 год характеризовался снижением кредитных ставок и увеличением объемов фондирования для лизинговых компаний на фоне укрепления рубля, то в текущем году ситуация во многом будет диаметрально противоположной. Поэтому исходя из рисков макроэкономической ситуации, возникших вследствие пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и нарушения баланса спроса и предложения на нефтяном рынке, агентство видит два сценария развития лизинговой отрасли в 2020 году, а именно умеренно негативный и кризисный. В своем прогнозе «Эксперт РА» опирается на умеренно негативный сценарий, предполагающий среднегодовую стоимость нефти марки Brent в 40—45 долларов за баррель; падение курса национальной валюты на фоне слабых котировок нефти приведет к ускорению инфляционных процессов и превышению таргета, установленного Банком России на уровне 4%. В результате ключевая ставка может быть повышена на 1—1,5 процентного пункта, а темпы роста российской экономики замедлятся до околонулевых значений. Как следствие, рынок лизинга в текущем году продемонстрирует сокращение после четырехлетнего роста. Данный прогноз является наиболее вероятным, поэтому все прогнозные значения исследования приведены исходя из этих предпосылок.
Согласно данному сценарию, в 2020 году ж/д сегмент продолжит сокращаться вследствие дальнейшего роста профицита подвижного состава из-за падения погрузки в сети РЖД (минус 2,8% за январь — февраль 2020-го против аналогичного периода прошлого года). Причиной снижения погрузки во многом является падение спроса на ключевые грузы — каменный уголь (минус 8,4% за январь — февраль текущего года), а также нефть и нефтепродукты (минус 2,1 % за аналогичный период). При этом сокращение погрузки данных товаров в текущем году усилится ввиду усугубляющихся рисков для мировой экономики из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, а также разрыва сделки ОПЕК+ и обострения ценовой войны на нефтяном рынке. Кроме того, падение арендных ставок на фоне роста эксплуатационных затрат также повлечет снижение спроса на лизинг полувагонов со стороны клиентов. Влияние этих факторов приведет к сжатию ж/д сегмента на 40%. При этом профицит вагонов и неопределенность относительно объема перевозок будут способствовать повышению спроса со стороны ж/д операторов на оперативный лизинг.
Авиализинг показал себя довольно волатильным сегментом на протяжении последних пяти лет ввиду повышенной чувствительности к реализации крупных сделок, а также неопределенности относительно развития технической поддержки воздушного парка Superjet, что сдерживает спрос со стороны потенциальных покупателей. «Показатель нового бизнеса для авиализинга очень волатилен и не совсем типичен, гораздо более показательным является лизинговой портфель, а он здесь стабилен, — отмечает президент Объединенной лизинговой ассоциации, председатель совета директоров компании «Сбербанк Лизинг» Кирилл Царев. — Это связано с тем, что средний чек договора очень высокий и сделок на рынке (впрочем, как и клиентов) традиционно немного». Кроме того, ослабление рубля и ограничения на полеты из-за коронавируса окажут давление на объем пассажирских перевозок, что в итоге приведет к росту убытков авиакомпаний и замораживанию их планов по наращиванию и обновлению воздушного парка. В этой связи динамика авиализинга будет слабой в нынешнем году, однако относительно базы 2019-го (самой низкой за последние семь лет) агентство «Эксперт РА» ожидает небольшого восстановления (роста не менее чем на 5%) ввиду закрытия сделок, начатых в прошлом году.
Драйверу рынка — автолизингу из-за продолжающихся падений продаж как грузовых, так и легковых автомобилей будет сложно показать темпы прироста более 5%, что и без учета инфляции будет соответствовать околонулевому росту. При этом удорожание стоимости среднего автомобиля на фоне девальвации и в том числе из-за повышения утилизационного сбора не сможет компенсировать объему нового бизнеса спад лизинговых продаж. Обеспечить кратковременный всплеск спроса на лизинг автомобилей может волатильность рубля вследствие ожиданий дальнейшего подорожания машин, а госсубсидии в случае увеличения их объема окажут поддержку рынку, но не переломят негативный тренд. Снижение инвестиционной активности представителей МСБ из-за изменившейся макроэкономической ситуации ударит по спросу на лизинговые услуги.
Прочие сегменты совокупно, по оценкам аналитиков, покажут отрицательные темпы прироста (минус 13% против плюс 69% в 2019 году) из-за высокой базы в сегментах недвижимости и морских и речных судов. В результате объем нового бизнеса по итогам 2020 года сократится на 10% и не превысит 1,4 трлн рублей. При этом меньшие темпы сокращения возможны только за счет крупных сделок, динамика которых не будет отражать реального состояния всего рынка.
«Эксперт РА» также не исключает и реализации кризисного сценария. По мнению аналитиков, ближайшие два месяца будут определяющими для выбора сценарного вектора. Согласно оценкам агентства, Банк России продолжит принимать меры для поддержания курса рубля вплоть до конца апреля, после чего ослабит или прекратит валютные интервенции. В конце апреля рынок сможет оценить снижение спроса на нефть в зависимости от замедления мировой экономической активности на фоне борьбы с вирусом, а также влияние увеличения с 1 апреля объема нефтедобычи. В случае отсутствия договоренностей по возобновлению сделки ОПЕК+ нефтяные цены ждет очередной период снижения, в результате поддержание курса рубля в текущем ценовом диапазоне станет экономически невыгодным для Банка России, так как будет ускоренно истощать резервы. Отказ от валютных интервенций на фоне слабых цен на нефть приведет к значительному обесценению национальной валюты и активирует условия для наступления кризисного сценария, реализацию которого в агентстве ожидают при среднегодовой цене на нефть марки Brent ниже 35 долларов за баррель. В случае подобного развития событий сокращение объема нового лизингового бизнеса по итогам 2020 года может составить более 20%, а его абсолютный размер не превысит 1,2 трлн рублей.
В кризисном сценарии объем нового бизнеса в сегменте легковых и грузовых автомобилей уменьшится на 10%, в железнодорожном сегменте — на 50%, в авиализинге — на 15%, в прочих сегментах — в совокупности на 20%.
Материалы «Эксперт РА»