Что могут дать российским страхователям иностранные компании?

Дата публикации: 26.05.2021 00:00 Обновлено: 29.06.2021 19:37
13 610
4 Время прочтения: 7 минут
Автор
Источник
Banki.ru

Страхователи возлагают большие надежды на открытие российского рынка для филиалов иностранных страховщиков во втором полугодии 2021 года. Каких перемен ждем?

В прошлом году среднестатистический россиянин заплатил страховой компании 113 долларов (без учета страхования жизни). Жители развитых стран, по словам замдиректора международного рейтингового агентства S&P Global Ratings Екатерины Толстовой, в среднем тратят на эти услуги 3,7 тыс. долларов, развивающихся — 170 долларов в год. Расходы россиян находятся на уровне жителей Южной Африки. Меньше, чем в России, на страхование тратят в Турции (111 долларов) и Казахстане (45 долларов). Уровень проникновения страховых услуг в России в 2020 году — 0,97% от ВВП, в Германии годом ранее он составлял 3,7%, в Южной Африке — 2,7%.

Может быть, дело в плохих или дорогих страховках? Станет ли страхование более популярным и доступным, если на российском рынке появятся филиалы иностранных страховщиков? Ответ зависит от ответа на другой вопрос.

А придут ли иностранцы?

Массово — вряд ли. Тому есть несколько причин. Первая — иностранцы уже опробовали работу в России через дочерние компании, и, судя по интенсивному оттоку, им у нас не понравилось.

По словам гендиректора аналитического агентства «БизнесДром» Павла Самиева, те СК, которые видели для себя перспективы на российском рынке, вошли через дочерние компании. «Но мы наблюдаем обратный процесс — сдачу лицензий и уход с рынка», — говорит он, добавляя, что российский рынок сложный, динамика его роста не такая высокая, как на других развивающихся рынках. «Например, на рынки Мексики и Индонезии иностранные компании заходят очень активно и там имеют возможность захвата большей доли, чем в России, где тяжело ее увеличить. Российский рынок для западных страховщиков не является перспективным», — считает он.

Вторая причина, которая уменьшает интерес иностранцев к работе на российском страховом рынке, — это санкции. Попадать под них ради сомнительной выгоды зарубежные компании не захотят. «Российский рынок слишком мал, чтобы серьезно заинтересовать иностранные компании, — поясняет директор по отраслевым решениям в страховании IT-компании «КРОК» Андрей Крупнов. — Надежды середины 2000-х на его динамичный рост не оправдались, структура рынка с засильем обязательного и вмененного страхования и запредельно дорогой аквизицией также не вызывает энтузиазма. Перспективы массового прихода иностранных филиалов на наш рынок видятся довольно туманными». Так что, по мнению генерального директора «Абсолют Страхования» Дмитрия Руденко, с одной стороны, санкции — это плохо, а в данном случае они в какой-то степени защищают российские СК.

Но есть одно исключение.

Кто может прийти?

Азиатские страховщики, в первую очередь китайцы. «Правда, зачастую китайские финансовые структуры выходят на другие рынки для обслуживания экспортно-импортных операций и взаимных трансакций, а не для завоевания розницы, — говорит Павел Самиев. — Почти везде розница в их бизнесе сопутствующая, а не главная. Потенциал выхода в розницу на российском рынке может быть, но это точно не филиал и не создание дочерней компании, а покупка уже действующей СК. Но даже на банковском рынке таких примеров пока нет, хотя уже давно говорится, что это один из вероятных сценариев».

Китайские компании проводят агрессивную экспансию в Азии и вполне способны прийти и на наш рынок, а горизонт инвестирования позволяет им выстраивать многоходовую стратегию, считает Андрей Крупнов. Проще говоря, уходить в огромные убытки, чтобы завоевать новый рынок. «Филиалы крупных иностранных компаний несут меньше определенных издержек, чем самостоятельная компания, у них общий бюджет, и они могут себе позволить ценообразование на какие-то продукты более привлекательное, чем у российских СК. Особенно на первых порах, когда требуется завоевать себе долю рынка», — рассуждает Павел Самиев.

Что могут привнести иностранцы в российское страхование

Принято считать, что у иностранных страховщиков есть какие-то особые технологии, которых нет у нас. «На самом деле это было актуально лет 15 назад, но не сейчас, — считает Павел Самиев. — Ничего такого они не принесут, потому что российские компании изучили все возможности, которые есть на иностранных рынках, и знают, как они работают. Тут другой вопрос, что есть определенная разница в конъюнктуре наших рынков — некоторые продукты, которые возможны и успешны на Западе, например в страховании жизни, у нас просто невозможны. С точки зрения технологий, например, в моторных видах ничего нового иностранные страховщики не принесут».

У Андрея Крупнова иное мнение. По его словам, филиалы иностранных страховщиков могут привнести на наш рынок иную культуру взаимоотношений со страхователями, клиентский путь, современные страховые продукты и технологии. Например, встроенное страхование (продажи страховых продуктов в комплекте с товарами/услугами разных производителей или поставщиков). Его называют самым горячим и многообещающим трендом на мировом страховом рынке. Причем речь не о знакомых нам встроенных галочках в продуктах авиакомпаний или интернет-магазинов (такое страхование у нас есть), а о создании индивидуального страхового предложения для клиента — покупателя товара на основании данных, которые есть у партнеров СК. «Хотя иную культуру взаимоотношений со страхователями и современные страховые технологии могли бы принести на российский рынок и «дочки» иностранных компаний, — продолжает Крупнов. — Частично им это удалось — например, стандарты, в свое время заданные крупнейшими иностранными компаниями в страховании жизни, стали образцом для рынка и эталоном для страхователей. Во многих других областях, к сожалению, из иностранного в компаниях очень быстро осталось одно название, а весь бизнес велся с учетом местной специфики. Возможно, именно по этой причине все эти страховщики покинули российский рынок».

Потенциальный второй приход иностранцев пугает российских страховщиков скорее не какими-то невиданными технологиями, а тем, что у конкурентов из-за рубежа гораздо больше финансовых возможностей для их внедрения. «Я не беру во внимание европейских игроков, потому что мы их уже догнали в технологическом плане, а в некоторых вещах даже перегнали, — говорит Дмитрий Руденко. — Но китайские игроки страхового рынка гораздо более продвинутые, к тому же они обладают огромными капиталами, намного больше вкладывают в иншуртех, чем российские СК. Если им поставят задачу завоевать российский рынок, они смогут уйти в большие убытки, чтобы «отъесть» долю рынка за счет демпинга. Это потопит какое-то количество российских страховщиков: для крупнейших российских компаний заход китайцев не будет критичным, а вот для некрупных — да».

Конкуренция экосистем

Пока приход иностранцев лишь эфемерная угроза, для некрупных российских страховщиков уже сегодня куда более реальная исходит от высокотехнологичных игроков, таких как «Яндекс», «Сбер», «Тинькофф». «Например, «Сбер» поставил себе задачу активно развивать страхование в своей экосистеме, — говорит Руденко. — Если еще зайдут Amazon и Google, вот это будет да. Хотя, с другой стороны, это может стать драйвером развития российского страхового рынка, СК придется быстрее действовать, давать какие-то свои продуктовые решения на их решения».

В отличие от России, где крупные страховщики, входящие в экосистемы, выступают законодателями моды, на зарубежных рынках зачастую драйверами развития выступают именно мелкие компании и страховые стартапы. «Достаточно вспомнить Lemonade, который фактически задал новые стандарты в страховании имущества, и теперь им волей-неволей приходится следовать всем остальным компаниям, включая гигантов рынка», — рассказывает Крупнов, приводя в пример автостраховки, стоимость которых зависит от километража, запущенные стартапами Metromile, Root, By Miles и другими и массово внедряемые лидерами рынка. Новые страховщики становятся лидерами не только идеологически. Китайская компания ZhongAn, созданная в 2013 году как полностью онлайн-страховщик, в 2020-м довела клиентскую базу до 460 млн человек по всей Юго-Восточной Азии и выпустила более 10 млрд полисов.

В отличие от Китая, Европы, Японии и России, где создание экосистем происходит на базе финансовых институтов, в США все иначе. По словам Самиева, там долго действовали ограничения, которые не позволяли создавать полноценные финансовые конгломераты, как в Европе. «Сейчас, на этапе формирования экосистем в США, они создаются бигтехами либо коммуникационными, как соцсети, либо айтишными, как Google, — отмечает он. — Их там большое количество, но все они не финансовые, а финансовая составляющая, в том числе страхование, уже «прикручивается» к ним как сервис. Сейчас происходит быстрый взлет всей этой истории, и пока не понятно, какая модель будет успешнее».

Сложно не согласиться с Дмитрием Руденко, что для потребителей рост конкуренции на российском страховом рынке — это благо для страхователей: «они получают более технологичные, дешевые услуги с лучшим наполнением, и им совсем не важно, какой бренд за этим стоит».

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

4
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Б.Е.С.
26.05.2021 07:45
качественно ничего - т.к. управляющие головы Представительства и отделений на местах формируются из базы устаканившихся (профессионально) специалистов.
Которые работаю в основном в рамках собственной привычки и правила.

а оно взращено и не искореняется за 1-2 года.
0

b*******@gmail.com
30.05.2021 17:19
Нормальный такой админресурс и барьер ставят в виде обязательного условия открытия филиала или представительства в РФ) все как всегда...и страховое лобби довольно и будет, кого нагибать в случае чего (если найдутся такие,кто откроет таки филиал).
0

Обучение

Материалы по теме