При ДТП полис ОСАГО предполагает два варианта получения компенсации: выплату деньгами и ремонт. Разобрались, какой из них предпочтительнее для автовладельца.
Законодательная база и ее изменения
С 2017 года ФЗ «Об ОСАГО» обязывает страховщиков сначала предлагать попавшим в аварию клиентам ремонт. При этом большинство автовладельцев предпочитают деньги ремонту, хотя в свое время изменения в закон о приоритетности ремонта внесли именно из-за многочисленных жалоб страхователей на заниженные суммы выплат.
Ремонт автомобиля по ОСАГО: в каких случаях авто потерпевшего в ДТП отправят на ремонт
По закону об ОСАГО ремонт — это приоритетный способ возмещения вреда. Поэтому формально страховщик должен отправлять клиента на ремонт в любом случае. В реальности так происходит не всегда. Сегодня отмечаются задержки с поставками оригинальных запчастей, из-за этого сроки ремонта затягиваются, и страховщикам приходится платить неустойку.
Также ремонт может быть заменен на выплату, если клиента не устраивают предложенные страховщиком сервисные станции или возникают вопросы к СТОА по срокам проведения ремонта. В этом случае страховая компания подписывает с клиентом соглашение о выплате денежной компенсации.
Как оформить заявку на ремонт по ОСАГО у страховщика
После ДТП в течение пяти дней нужно обратиться с заявлением в страховую компанию. Вместе с заявлением нужно предоставить:
- паспорт. Если обращается не владелец авто, нужна нотариально заверенная доверенность;
- извещение о ДТП, если оно заполнялось в бумажном виде;
- копию протокола, составленного сотрудниками ГИБДД, если ДТП оформлялось с их участием;
- СТС или ПТС;
- водительское удостоверение;
- полис ОСАГО;
- заключение экспертов, если проводилась независимая экспертиза;
- квитанцию на оплату услуг эвакуатора, если авто эвакуировали;
- фото- или видеоматериалы, показания свидетелей.
После подачи заявления также в течение пяти дней нужно будет отправить машину на осмотр или вызвать оценщика из страховой компании, если машину нельзя транспортировать. Нарушать сроки не рекомендуется, иначе у страховой компании будут основания отказать в ремонте или выплате компенсации.
Куда отправят автомобиль для ремонта по ОСАГО
Автомобиль отправляют на ремонт на СТОА, с которым у страховой компании заключен договор. Важно помнить, что если автомобилю меньше двух лет, его в любом случае обязаны ремонтировать у официального дилера. Станция ремонта должна находиться в радиусе 50 км от места проживания автовладельца. Если эти условия не соблюдаются, можно потребовать компенсацию деньгами или направление на ремонт к официальному дилеру, даже если у СК нет с ним договора.
Стоимость ремонта
После ДТП страховая компания оценивает масштаб повреждений и определяет стоимость ремонта. Если она превышает 400 тысяч рублей (максимальный размер компенсации по ОСАГО), разницу придется доплачивать из своего кармана (или требовать ее оплаты через суд у виновника ДТП).
Размер ущерба определяется по справочникам, в которых прописана стоимость запчастей. Порядок формирования справочников утверждает ЦБ, а фактически их составлением занимается РСА. Ранее в справочниках фигурировали и оригинальные запчасти, и их аналоги, однако без учета цен оригиналов рассчитать стоимость запчастей было невозможно. Даже если оригинальных запчастей на рынке не было, страховщикам приходилось учитывать их стоимость при расчете ремонта. По факту это стало невыполнимым требованием в последние месяцы (из-за логистических проблем с поставкой запчастей), поэтому с расчетом ущерба возникали сложности. С 11 сентября 2022 года Центробанк разрешил не учитывать при расчете стоимость запчастей-оригиналов, если их фактически нет на рынке.
Не исключены ситуации, когда страховая компания рассчитала ремонт с учетом запчастей-аналогов, а официальный дилер выставляет счет, сумма в котором превышает цифры страховщика. Это может произойти из-за того, что официальный дилер учитывает именно оригинальные запчасти. В такой ситуации нужно обращаться к финансовому уполномоченному (омбудсмену) при Банке России. Заявление омбудсмену передается онлайн, его услуги бесплатны. К заявлению прикладываются все расчеты, далее омбудсмен принимает решение. Оно приравнивается к решению суда и обязательно к исполнению страховой компанией.
Сроки ремонта
Срок ремонта автомобиля — 30 дней, за каждый следующий день страховая компания выплачивает неустойку 0,5% от стоимости компенсации. При максимальной сумме компенсации 400 тыс. руб. и просрочке на 10 дней страховая компания заплатит неустойку 20 тыс. руб.
Можно ли выбрать СТО самостоятельно и что делать, если автомобиль на гарантии
Если автомобиль на гарантии, страховщик обязан организовать его ремонт у официального дилера. В противном случае хозяин авто потеряет право на гарантийное обслуживание. Нужно учитывать, что страховая компания отправляет авто на ремонт на СТО, с которыми у нее заключен договор. Если среди станций, с которыми сотрудничает СК, нет официального дилера страхователя, есть два варианта. Во-первых, можно отказаться от ремонта и выбрать денежную компенсацию. Во-вторых, страховщик может направить страхователя к официальному дилеру, даже если у него нет с ним договора о сотрудничестве, и компенсировать ремонт.
«Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты», — говорится в пункте 15.2 ст.12 закона «Об ОСАГО».
Памятка:
- Клиент может самостоятельно выбрать удобную для него СТО из списка страховой компании.
- Если речь идет о ремонте автомобиля на гарантии, нужно обращаться к официальному дилеру.
- Если в списке страховщика официального дилера нет, можно выбрать компенсацию деньгами или попросить направление к дилеру в любом случае — страховщик не имеет права отказать в оплате такого ремонта.
Что делать, если ремонт по ОСАГО некачественный
Если проведенный по ОСАГО ремонт сделан некачественно, первое, что нужно делать — обратиться в страховую компанию с претензией. После этого страховщик обязан будет за свой счет провести повторный ремонт с соблюдением сроков (не более 30 дней). Закон предусматривает в этом случае и возможность договориться об иных способах исправления неисправностей — например, о выплате денежной компенсации после некачественного ремонта. С ней страхователь сможет закончить ремонт самостоятельно. Важно в таком случае обязательно зафиксировать все договоренности со страховой компанией (отказ от повторного ремонта и согласие на выплату) в письменной форме.
Можно ли отказаться от ремонта по ОСАГО и как добиться получения денежной выплаты вместо ремонта
По закону об ОСАГО есть стандартные исключения, когда страховщик в любом случае должен заплатить клиенту компенсацию деньгами (пункт 16.1 статьи 12). Это:
- полная гибель автомобиля;
- смерть потерпевшего или причинение тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью;
- если стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму (400 тыс. рублей) или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции;
- если все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт СТО;
- если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на проведение восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами и требованиям конкретного потерпевшего.
В реальности же практически в любой ситуации можно отказаться от ремонта по ОСАГО — достаточно уведомить об этом страховую компанию. Страховые компании, как правило, идут навстречу клиентам и удовлетворяют их запрос.
«Добиваться получения денежной выплаты не придется: страховщикам сейчас намного проще выплатить компенсацию деньгами, чем организовывать ремонт на СТО. Поэтому чаще всего решение о денежной выплате принимается просто по соглашению сторон — СК и страхователя», — отмечает product owner страховых продуктов Банки.ру Юлия Корнеева.
Что выгоднее выбрать: выплату деньгами или ремонт? Однозначно ответить нельзя. «В текущей ситуации многие — и автомобилисты, и страховщики — предпочитают денежные выплаты ремонту, поскольку из-за проблем с поставками запчастей ремонт часто затягивается. Но тут есть один нюанс — учет износа запчастей. Если вы отдаете автомобиль на ремонт на СТО, вам в любом случае установят новые запчасти. Если вы получаете денежную компенсацию, страховщик рассчитает ее с учетом износа поврежденных запчастей. То есть купить самостоятельно новые запчасти на деньги, полученные в виде компенсации, будет проблематично», — комментирует Юлия Корнеева.
Частые вопросы
- Кто платит за ремонт по ОСАГО?
За ремонт по ОСАГО платит страховая компания виновника ДТП.
- Можно ли использовать неоригинальные запчасти при страховом ремонте?
С сентября 2022 года ЦБ разрешил использовать неоригинальные запчасти для ремонта по ОСАГО. Главное условие — они должны быть новые. Использование б/у запчастей категорически запрещено.
- Сколько времени действует направление на ремонт по ОСАГО?
Закон никак не ограничивает время действия направления на ремонт по ОСАГО. Ограничено только время самого ремонта — 30 дней. Но если вы получили направление на ремонт достаточно давно, лучше перед отправкой на СТО обратиться за свежим направлением, поскольку страховщик в этот период мог разорвать договор со станцией.