В 2022 году платные интернет-сервисы и приложения редко готовы удовлетвориться разовой платой — на всё требуется подписка. Если возникло подозрение, что до сих пор платишь за что-то уже не нужное, — настало время навести порядок.
Apple и Google, которые на двоих захватили практически всю поляну мобильных «операционок», часто обвиняют в монопольном поведении — мол, замкнули всю историю с приложениями на себя, поставили на входе шлагбаум и знай себе взимают пошлины со всех трат, в том числе с подписок. Да и сами подписки стали практически безальтернативным методом для платных приложений тоже из-за App Store и Google Play — удобной возможности реализовать разовую плату за установку новой версии программы в них как изначально не было, так до сих пор и нет.
Но у такого положения есть и оборотная сторона, удобная для пользователя, — управление всеми подписками, связанными с приложениями, находится в одном месте, поэтому проверить, отписаться и даже иногда получить возврат достаточно легко.
В iOS нужно запустить приложение «Настройки», нажать на верхнюю иконку с именем и фото пользователя и выбрать в открывшемся меню раздел «Подписки». Источник: скриншоты автора
В iOS, под управлением которой работают все смартфоны iPhone и планшеты iPad, нужно зайти в приложение «Настройки», нажать там на верхнюю иконку с фотографией и именем владельца и уже в открывшемся меню выбрать «Подписки». Там вы и найдете все платные фильтры для Instagram* и давно забытые «пробные» подписки на издания. Отметим, что в Apple довольно лояльны к пользователям: если последнее списание было недавно, то, как правило, по обращению в поддержку его удается даже отменить. А если следующая дата списания наступает достаточно скоро, то отмена подписки чаще всего позволяет пользоваться платной функцией до конца пробного периода — о чем и сообщается в тексте подтверждения.
В Android все тоже довольно просто: нужно зайти в приложение магазина Google Play, нажать на иконку пользователя в правом верхнем углу и в открывшемся меню найти пункт «Платежи и подписки». Конечно, поддержки в магазине Google Play по факту не существует, но пользователей Android это мало беспокоит — в среднем они гораздо реже на что-либо подписываются.
В Android нужно запустить магазин Play, нажать на иконку профиля, а в открывшемся меню пройти по пути Платежи и подписки → Подписки. Источник: скриншоты автора
Но когда подписываешься на что-либо внутри мобильных приложений, Apple и Google хотят свою долю, и немалую. В экономику музыкальных и видеосервисов эти поборы никак не вписываются, поэтому всевозможные IVI, «Кинопоиски» и Spotify стремятся заполучить данные вашей карты напрямую. Таким образом, в дело вступают ваши банки. Кстати, у многих из них теперь тоже есть свои «экосистемы» с подписками — на самокаты, такси, доставку еды и т. д.
Казалось бы, раз уже 20 млн человек в стране (данные Frank RG) имеют подписки, со стороны банка было бы логичным тоже собрать их все в одном месте для удобного контроля и управления. На Западе более продвинутые банки так и делают — например, широко известный и основанный выходцем из России Revolut. Не тут-то было!
Есть два технических способа для банка вести учет подписок, которые осуществляются через его карточки. Первый — инструменты, которые предлагают платежные системы, такие как Visa, Mastercard и «Мир». Это токены — по сути одноразовые виртуальные карты, которые незаметно для пользователя выпускаются под каждую подписку из известного списка. Так их легко контролировать, отображать отдельно и — по команде пользователя — просто «убивать». Для сервисов, которым эта легкость может не понравиться, тоже добавили «конфетку» — в отличие от обычных карт, эти токены не имеют срока действия, а следовательно, не «протухают», останавливая оплату и позволяя клиенту лишний раз задуматься о необходимости услуги.
Самые популярные дебетовые карты с бесплатным обслуживанием
Название | Проценты на остаток, % | Стоимость обслуживания, ₽ | Cashback | |
---|---|---|---|---|
нет | 0 | нет |
Оформить
Лиц.№ 354
|
|
нет | 0 | нет |
Оформить
Лиц.№ 1326
|
|
2,75% | 0 - 1 188 | до 10% |
Оформить
Лиц.№ 1343
|
|
нет | 0 | нет |
Оформить
Лиц.№ 3251
|
|
нет | 0 | до 15% |
Оформить
Лиц.№ 1000
|
По отзывам специалистов с рынка эквайринга и электронной коммерции, этот инструмент тестировали на живых клиентах, но результаты не впечатлили — он корректно работает с глобальными сервисами типа Netflix и Spotify, но требует технических доработок на стороне множества российских сервисов, которые у их инженеров пока не в приоритете. В результате часто возникали ситуации, когда клиент нажимал на кнопку «Отменить» в приложении банка, а подписка не отменялась. Единственное широко доступное сейчас решение от «Райффайзен» может только напомнить о скором продлении подписки и не имеет кнопки «Отмена».
Второй вариант — вести базу данных стоимости разных услуг и подписок и сравнивать ее со списаниями в ленте операций. Для этого в мире существуют отдельные приложения, но, во-первых, в России банки пока не внедрили стандартизированные протоколы доступа к данным по отмашке клиента (так называемые Open API), а во-вторых, глобальные решения не знают о существовании российских сервисов.
Стартапы, которые предлагают контроль подписок, как правило, действуют через виртуальную карту. Источник: SubsCrab
Впрочем, у них есть российский аналог — SubsCrab, в базе данных которого есть не только ежемесячные расценки всех местных сервисов. SubsCrab не только предлагает приложение для конечных пользователей, но и работает над решениями для банков — ожидается, что в этом году мы услышим несколько анонсов инструментов контроля подписок, встроенных в банковские приложения. Пока же приложение работает через собственную виртуальную карту.
На данный момент все повторяющиеся списания (в том числе подписки) можно перевести на отдельную виртуальную карту, выпустить которую сейчас позволяют все крупные банки — например, СберБанк, «Тинькофф», ВТБ, Альфа-Банк, Почта Банк и другие.
Антон НЕХАЕНКО, Banki.ru
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ