На прошлой неделе Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям приостановить с 6 марта перевозку пассажиров и грузов из России за рубеж, а с полуночи 8 марта — из-за рубежа в РФ. Спросили у экспертов, смогут ли туристы, оставшиеся за рубежом, получать медпомощь по страховке.
Решение Росавиации вызвано тем, что зарубежные лизинговые компании разорвали контракты с российскими авиаперевозчиками, требуя вернуть взятые в лизинг самолеты. По данным «Коммерсанта», в лизинге находится более половины всего российского авиационного флота: из 980 пассажирских лайнеров, которые эксплуатируют российские авиакомпании, в лизинге 777. У иностранных собственников — 515 самолетов.
Выехать в Россию успели не все туристы. Ростуризм и Росавиация заявляют, что продолжают организацию их возвращения домой. Пока же они могут рассчитывать на помощь по полису выезжающих за рубеж (ВЗР).
Действующие полисы пролонгировали
В «Ингосстрахе» сообщили, что автоматически пролонгируют действие полисов страхования медицинских расходов путешествующих за границу и по территории РФ до 23 марта 2022 года — до возвращения застрахованных на места постоянного жительства. В компании отметили, что решение приняли для поддержания клиентов, оказавшихся в сложной ситуации и не имеющих возможности вылететь плановым рейсом из-за закрытых аэропортов и воздушного пространства, а также запретов на вылеты со стороны лизинговых компаний, которым принадлежат самолеты.
О продлении полисов сообщила и компания «СберСтрахование». «Клиентам, которые уже находятся в путешествии и не могут вовремя вернуться из-за транспортных ограничений, возникших между Россией и другими странами, «СберСтрахование» бесплатно продлит действие полиса до конца марта», — отметили в компании.
Можно ли получить медпомощь по ВЗР?
Опросили страховщиков, как в нынешних условиях они урегулируют страховые случаи по ВЗР. Ответившие компании заверили, что работают в штатном режиме. В «Росгосстрахе» сообщили, что все оформленные договоры ВЗР остаются в силе. Ассистанские организации, которые за рубежом организовывают необходимую медпомощь российским туристам по ВЗР, выполняют условия договора. «Наши партнеры из компании Global Voyager Assistance увеличили число координаторов оказания медпомощи, все подразделения работают в круглосуточном режиме, обеспечивая решение всех возникающих вопросов, в том числе связанных с беспокойством туристов, находящихся в других странах», — сообщила заместитель директора департамента методологии и андеррайтинга ДМС «Росгосстраха» Ольга Купцова.
В «Совкомбанк Страховании» тоже заверили, что проблем с выполнением обязательств по страховым полисам ВЗР не наблюдают. «Компании-ассистансы, с которыми мы работаем, зарегистрированы на территории РФ, все расчеты с ними производятся в российских рублях с использованием НСПК», — сообщил генеральный директор компании Игорь Лаппи.
В «Ингосстрахе» подтвердили, что с зарубежными медучреждениями и ассистанскими компаниями взаимодействуют в штатном режиме. Все обязательства перед застрахованными и медучреждениями выполняются в полном объеме.
В «РЕСО-Гарантии» ответили, что сложностей во взаимоотношениях с ассистансом нет.
Аналогичный ответ мы получили и от «Абсолют Страхования». «Единственная просьба наших партнеров — более оперативно оплачивать счета, чтобы избежать большой курсовой разницы, — рассказала руководитель отдела урегулирования убытков НС и ВЗР компании «Абсолют Страхование» Наталия Тылина. — Основной вопрос сейчас — как эвакуировать или репатриировать клиентов из тех регионов, с которыми нет авиасообщения. Возможно, в этих случаях придется брать отдельный борт, что намного дороже любой среднестатистической страховки, а потому придется «скидываться» с разными страховщиками, чтобы сократить расходы, использовать поезда, машины скорой помощи до границы, а далее задействовать уже наши машины. Такая практика сервисными компаниями уже отработана».
В каких странах возникают проблемы?
Управляющий директор департамента массовых видов страхования компании «Ренессанс страхование» Артем Искра рассказал, что проблемы иногда случаются у туристов, которым зарубежные клиники отказывают в обслуживании, опасаясь, что ассистанс не сможет оплатить их услуги в связи с ограничением переводов в валюте. «Большинство таких случаев наблюдается в Таиланде, Малайзии, также есть разовые проблемы и в других странах: Венгрия, Польша, Великобритания и США», — говорит он.
У «РЕСО-Гарантии» были единичные проблемные случаи по ВЗР в Таиланде и некоторых странах Европы. У «Росгосстраха» — в Великобритании, Польше и Таиланде. «Но все заявления клиентов были оперативно урегулированы», — утверждает Ольга Купцова.
Что делать, если отказывают в лечении по ВЗР?
Никакого оригинального ответа на этот вопрос не существует. Работает традиционный механизм: обратиться в сервисную компанию по телефону, указанному в страховом полисе, и далее следовать ее указаниям. «Нужно незамедлительно связываться со страховой компанией и рассказывать о сложившейся ситуации, — советует Игорь Лаппи. — Страховщик сориентирует о порядке действий в зависимости от страны местонахождения».
Хотя в страховых компаниях не исключают, что возможны ситуации, когда придется заплатить за лечение наличными. «Ранее мы получили несколько предупреждений от сервисных центров, что может возникнуть ситуация, когда клиника попросит туриста оплатить счет за оказанную медпомощь наличными, — говорит Наталия Тылина. — Пока не было жалоб от наших клиентов, связанных с какими-либо трудностями при получении медпомощи за рубежом. Если возникнет такая ситуация, мы порекомендуем оплатить наличными, а затем обратиться для возмещения расходов».
Однако, по словам Артема Искры, оплачивать услуги самостоятельно можно, только согласовав это с ассистансом. «Чтобы страховая компания возместила расходы, ей необходимо будет представить полный пакет медицинских, финансовых и иных документов, подтверждающих наступление страхового случая и денежные траты. «Список документов указан в правилах страхования, являющихся частью страхового договора», — дополняет заместитель генерального директора "РЕСО-Гарантия"Игорь Иванов.
Экстренная медпомощь будет оказана каждому человеку в любой стране мира, поскольку в каждом государстве есть закон об оказании экстренной медпомощи, запрещено ее не оказать серьезно пострадавшему человеку из-за его национальности или отсутствия денег.
Подорожали ли медуслуги в зарубежных клиниках?
Нужно быть готовым к тому, что стоимость медицинских услуг выросла в рублевом эквиваленте к иностранным валютам, поскольку цены на них за рубежом номинированы в валюте. Кроме того, цены изменились и в пределах медицинской инфляции. «Пока по простым случаям мы отмечаем увеличение в размере около 10%, — рассказывает Наталия Тылина. — Кроме того, мы видим некоторое увеличение по количеству выставляемых счетов по прошлым периодам, что говорит о том, что клиники подняли все неоплаченные обращения и пытаются максимально получить оплату от российских компаний во избежание проблем».
«Безусловно, наши расходы как страховщика увеличатся в связи с ростом курса валют, но в любом случае в каждом полисе указана достаточная сумма страхового покрытия, и наши застрахованные укладываются в этот лимит», — говорит Ольга Купцова.
Деньги за неиспользованный полис можно вернуть?
Туристам, которые не смогли улететь в зарубежный тур, некоторые страховщики начинают возвращать деньги. О готовности возместить расходы на полисы ВЗР клиентам, которые вынужденно отказались от поездок из-за приостановки авиасообщения между странами, заявило «СберСтрахование». Причем вне зависимости от того, истек 14-дневный «период охлаждения» или нет. «Вернуть деньги можно за полисы, начавшие действовать не ранее 24 февраля 2022 года», — отметили в компании. Если период страхования уже наступил, то подтверждением отмены поездки будет служить загранпаспорт без отметок о посещении страны. Для поездок по России достаточно стандартного заявления на расторжение.
Возвращает деньги и «Совкомбанк Страхование», и в случаях, если «период охлаждения» уже истек.
Работают ли полисы от критических заболеваний с лечением за границей?
Страховщики говорят, что, несмотря на ситуацию, они не останавливали программы лечения за рубежом по полисам от критических заболеваний. «Росгосстрах Жизнь», «Совкомбанк Страхование», «РЕСО-Гарантия» и другие по-прежнему оказывают услуги. «Лечение за рубежом доступно, — сообщила руководитель управления по развитию страховых продуктов и сервисов компании «Росгосстрах Жизнь» Гульнара Орлова. — Конечно, в связи с текущей ситуацией есть определенные сложности с получением виз и транспортировкой, но все эти вопросы мы решаем в максимально короткие сроки».
В «Росгосстрахе» тоже отмечают, что главная трудность — транспортная, из-за отмены авиасообщения с многими странами. «Но при этом существуют страны, с которыми таких трудностей не возникает, а качество медпомощи находится на высоком уровне, — отмечает Ольга Купцова. — Наши партнеры — ассистанские компании делают все возможное для организации медицинской помощи нашим застрахованным. В покрытие всех наших полисов страхования от критических заболеваний входит территория России, и с учетом сложившейся ситуации многие граждане предпочитают оставаться дома».
«По полисам от критических заболеваний лечение за рубежом доступно, — заверил Игорь Иванов из «РЕСО-Гарантии». — Можно выехать на лечение в Израиль. В другие страны возможно организовать стыковочные перелеты, например, через Турцию».
Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru